Закон о регистрации недвижимого имущества

Принят Федеральный закон от 21.12.2009 № 334-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

Новые положения Закона № 334-ФЗ внесли изменения в процесс оформления прав гражданина на недвижимое имущество. Стоит отметить, что редакции было подвержено направление документов, которые касаются государственной регистрации, через Интернет и почтовую связь. Помимо этого, закон устанавливает новые основания, благодаря которым государственная регистрация может быть прекращена или приостановлена.

Измененный Федеральный закон затронул вопросы, которые касаются одновременной подаче заявления о государственной регистрации права на недвижимое имущество, а также заявления о его государственном кадастровом учете.

Этот факт зафиксирован в пункте 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (Закона о регистрации недвижимого имущества). В документе указано, что после изменений положений закона на регистрацию недвижимого имущества вводится норма, в соответствии с которой документы, которые следует подготовить для государственной регистрации, могут быть предъявлены вместе с составленным заявлением о государственном кадастровом учете.

Указанное положение является по большей части принципиальным, поскольку еще несколько лет назад перед непосредственной регистрацией земельного участка в ЕГРП необходимо было предоставить заявление на внесение его в кадастровый учет. Поэтому, заявителю нужно было обращаться в Росреестр два раза. Однако, начиная с 1 марта 2010 года, заявитель вправе обратиться в специализированную организацию всего один раз.

В процессе одновременной подачи заявления о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и заявления о государственной регистрации в книге учета документов попросту указывают дату внесение сведений касательно объекта недвижимости в ГКН. Это правило отображено в пункте 8 статьи 16 Закона о регистрации недвижимого имущества.

Закон № 334-ФЗ предусматривает, что документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на объект недвижимости, можно предоставить через почтовое отправление с описью вложения, объявленной ценностью письма и уведомлением о его доставке адресату.


Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и порядок ее проведения



1) Процесс приостановления государственной регистрации

Согласно Федеральному закону № 334-ФЗ, изменениям подверглась статья 19 Закона о регистрации недвижимого имущества. В частности, был определен порядок проведения государственной регистрации прав на недвижимость, а также устанавливались новые основания, благодаря которым может быть прекращена или приостановлена государственная регистрация.

Итак, государственная регистрация может быть приостановлена в том случае, если в ГКН отсутствуют кадастровые сведения об объекте недвижимости, которые касаются границ участка, координат характерных точек объекта и т.д. Также действие запрета распространяется на случаи, когда граница одного земельного участка пересекает границу другой территории, но при этом действительные размеры участка зафиксированы в документах ГКН (абзац 2 пункта 1 статьи 19 Закона о регистрации недвижимого имущества).

В даной ситуации государственная регистрация не может быть приостановлена, если для этого имеются следующие причины:

  • - кадастровый план или паспорт земельного участка был представлен ранее и находится в соответствующем деле правоустанавливающих документов;
  • - право на земельный участок было зарегистрировано ранее;
  • - участок земли был предоставлен для ведения дачного, подсобного, личного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного или гаражного строительства.
  • - в других случаях, установленных законом.

Если соответствующие органы принимают решение о приостановлении процедуры государственной регистрации, они обязательно должны прислать гражданину уведомление, которое должно содержать в себе основные рекомендации, посредством которых можно устранить причины приостановления регистрации. Помимо этого в данный комплект документов входит кадастровая выписка о земельном участке со сведениями о нем.

Кроме того, редакции подвергся пункт 3 статьи 19 Федерального закона о регистрации недвижимого имущества. Теперь заявление о приостановлении государственной регистрации можно отправлять адресату по почте. Однако следует помнить, что в этом случае подпись заявителя должна быть подкреплена печатью нотариуса.


2) Предоставление отказа в государственной регистрации

Новый Федеральный закон № 334-ФЗ обусловил внесение изменений в пункт 3 статьи 20 Закона о регистрации недвижимого имущества. Согласно новой редакции, сообщение касательно отказа в государственной регистрации, сообщение об отказе должно выдаваться заявителю либо его представителю в личном порядке. Также данный документ может быть отправлен гражданину по почте, если такая возможность предусматривается в требовании судебного пристава или в заявлении о государственной регистрации.

Помимо этого, если в подобном требовании либо заявлении присутствует указание относительно предоставления сообщения об отказе в электронной форме, то письмо также должно быть направлено по адресу электронной почты, которая указана в требовании или заявлении.

Также указанная статья была дополнена пунктом 6, который уточняет некоторые моменты касательно правового регулирования судебного обжалования отказа в государственной регистрации объекта недвижимости.

Если суд признал такой отказ необоснованным, а в своем решении представители правосудия отметили необходимость проведения государственной регистрации, она может быть осуществлена без заявления лица о государственной регистрации прав.

Это утверждение основывается и может реализовываться после вступления в свою законную силу вместе с документами, которые были ранее помещены в рассматриваемое дело.

Государственный регистратор обязан в течение 3 рабочих дней после поступления к нему решения суда уведомить заявителя об этом и о сроке окончания государственной регистрации прав. Ответ отправляется на почтовый адрес, указанный в полученном заявлении. Если в требовании судебного пристава или заявлении имеется адрес электронной почты, то уведомление должно быть направлено и по Интернету.

Следует обратить внимание на тот факт, что некоторые положения и особенности, которые касаются государственной регистрации прав гражданина на недвижимое имущество, трактуются разъяснениями ВАС РФ.

В соответствии с пунктом 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21.07.2009 № 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если собственность через суд признана на имущество и решение суда вступило в силу, то оно не освобождает его от предоставления документов, необходимых для вступления в силу этой судебной меры. В свою очередь, регистратор не имеет права требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, не указанных в общем перечне, для проведения регистрации.

3) Исправление технической ошибки в суде

Произведено дополнение пункта 2 статьи 21 Закона о регистрации недвижимого имущества. Новая норма указывает на то, что право на подачу в суд заявления об исправлении технической ошибки получает орган, который осуществляет регистрацию объекта недвижимости и прав на него.
Интересно, что ранее указанная статья трактовалась несколько по-иному. Согласно ее положениям, регистрирующий орган в случае обнаружения ошибки мог самостоятельно ее исправить, если ошибка является технической и допущенной при проведении государственной регистрации прав. Правда, это было возможно лишь в тех случаях, когда такое исправление не нарушает законные интересы правообладателей либо третьих лиц. В остальных случаях исправление технической ошибки возможно только лишь в судебном порядке.


Осуществление доступа к сведениям ЕГРП и ГКН

Данный Закон постановил, что сведения из ЕГРП могут быть предоставлены абсолютно любым лицам и даже по запросу, который был отправлен по почте. Правда, не следует забывать о том, что в этом случае подпись заявителя или его официального представителя должна быть заверена нотариусом. Это поясняется в пункте 1 статьи 7 Закона о регистрации недвижимого имущества.

Также Закон № 334-ФЗ позволяет производить запрос необходимых сведений из ЕГРП по электронной почте. В этом случае запрос необходимо заверить электронной цифровой подписью запрашивающего лица либо его представителя, а также определенным образом необходимо засвидетельствовать верность электронного образа в порядке, который установлен органом нормативно-правового регулирования в области проведения государственной регистрации прав граждан.

Помимо этого, действующий Закон вводит экспериментальный тип запроса данных. Выписка из ЕГРП может быть запрошена и получена в любом субъекте РФ вне зависимости от территориального размещения объекта недвижимости. Этот факт поясняется в пункте 7 статьи 33 Закона о регистрации недвижимого имущества. К слову, до 1 января 2012 года срок выполнения подобного запроса составляет не более 14 рабочих дней.

Таким образом, редакция Закона позволяет упростить доступ к сведениям касательно зарегистрированных объектов недвижимости.


Перечень документов, необходимых для проведения государственной регистрации права гражданина на недвижимое имущество, которое требует нотариального удостоверения.

Новый Федеральный закон № 334-ФЗ привел к существенному расширению участия нотариата в процессе проведения государственной регистрации прав гражданина на недвижимое имущество. Установлен определенный перечень документов, которые в этом случае должны быть заверены нотариусом, иначе процедура регистрации не может быть произведена.

Итак, гражданину необходимо предъявить:
1. Запрос, в котором предоставляются необходимые сведения, а также копии документов, которые были отправлены органу, осуществляющему регистрацию посредством почтовой связи.

2. Если гражданин отправляет заявление на проведение государственной регистрации права собственности на объект недвижимости посредством почты. Ему необходимо подготовить:
1) заявление о государственной регистрации права собственности с нотариально подтвержденной подписью заявителя;
2) документ, подтверждающий факт сделки и получения в собственность объекта недвижимости в том случае, если данная сделка требует такой регистрации;
3) доверенность, предоставленная лицом, которое является представителем заявителя в том случае, если в сделке данный представитель принимает непосредственное участие, и она проходит при его содействии.

3. Доверенность представителя заявителя, который является физическим лицом (на основании пункта 4 статьи 16 Закона о регистрации недвижимого имущества).

4. Заявление с просьбой о возврате документов без проведения процедуры государственной регистрации в тех случаях, когда документ направляется в регистрирующий орган посредством почтовой связи с уведомлением, описью вложения и объявленной ценностью при пересылке (на основании пункта 3 статьи 19 Закона о регистрации недвижимого имущества).

5. Копии документов, необходимых для кадрового учета:
- документы, подтверждающие факт разрешения земельного спора касательно разграничения земельного участка в порядке, установленном действующим законодательством;
- документы, которые удостоверяют и устанавливают право заявителя на определенный объект недвижимости, подлежащий регистрации;
- документы, устанавливающие право собственности заявителя, а также удостоверяющие ограничения прав других лиц на данную недвижимость;
- документы, которые подтверждают разрешение на использование земельного участка заявителем;
- документы, которые удостоверяют тот факт, что земельный участок принадлежит к определенной категории земель;
- документы, в которых зафиксирован факт изменения назначения помещения или здания;
- межевой план;
- технический план здания, помещения или сооружения, а также объектов незавершенного строительства;
- разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства (на основании части 2 статьи Императрица Закона о регистрации недвижимого имущества).

Процесс изменения правового регулирования ведения ГКН

Посредством редакции положений Закона № 334-ФЗ в статью 22 Закона о кадастре недвижимости были внесены изменения, которые касаются определения степени достоверности копий документов, которые предоставляются для кадастрового учета.

В соответствии с частью 2 новой редакции указанной статьи, копия акта органа местного самоуправления или государственной власти может быть не только заверена нотариально, но и при отсутствии такой возможности ее имеет право подписать и заверить печатью уполномоченное должностное лицо одного из указанных органов.

В этом случае отсутствует необходимость в предоставлении копии указанного документа в том случае, если заявитель (либо его представитель) лично подает подлинник заявления в органы кадастрового учета. После копирования документа, уполномоченные представители органа возвращают его заявителю или представителю после предъявление ими расписки.


а) процесс приостановления кадастрового учета

Федеральный закон № 334-ФЗ устанавливает новые положения касательно правового регулирования приостановления проведения кадастрового учета, что отображено в статье 26 Закона о кадастре недвижимости.

Так, приостановление кадастрового учета может быть произведено в том случае, если одна из границ земельного участка, которая отображена в заявлении о кадастровом учете, пересекает границы другой территории, сведения о которой отображены в государственном кадастре недвижимости. Исключения в этом случае составляют ситуации, в которых другой земельный участок выступает в качестве преобразованного объекта недвижимости.

В части 7 статьи 26 Закона о кадастре недвижимости указывается тот факт, что в случае принятия решения о приостановлении кадастрового учета заявитель вправе получить обратно не только само решение, но и технический и межевой план, акт обследования и т.д. До момента возврата этих бумаг заявителю представители органов кадастрового учета должны подготовить копии указанных документов, заверяя их подписью уполномоченного лица.

б) процесс согласования местоположения границ земельного участка

Произведены изменения в некоторых положениях статьи 39 Закона о кадастре недвижимости. Указанная статья призвана регулировать решение вопросов по согласованию расположения границ участков земли. Изменения коснулись следующих положений:

1. Расположение границ участков земли должно быть в обязательном порядке согласовано со всеми заинтересованными в этом лицами в тех случаях, когда кадастровые работы уточняют конкретное местоположение земельных участков или границ, смежных с ними с занесением полученных сведений в государственный кадастр недвижимости.

Заинтересованными лицами являются граждане, в собственности которых находятся граничащие между собой земельные участки, причем их владельцы приобрели на них право пожизненного наследуемого владения, аренды, бессрочного пользования (более подробно данный вопрос рассматривается в части 3 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости).

Указанное изменение носит, скорее, уточняющий характер, так как в прошлом судебная политика основывалась на процессе анализа норм в части 3 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости. Она исходила из того, что в процессе проведения кадастрового учета земельных участков в связи с уточнением их границ существует необходимость в согласовании определения их месторасположения с собственниками смежных территорий (на основании Постановления ФАС Московского округа от 16.02.2010 № КА-А41/584-10 по делу № А41-25239/08).

2. Извещение о проведении собрания по поводу согласования местонахождения границ земельных участков в обязательном порядке должно включать в себя кадастровый номер кадастрового квартала, в пределах которого находятся конкретные участки земли, а также обоснованные возражения в письменной форме, которые касаются определения границ территорий.

3. В процессе решения вопросов по согласованию расположения границ земельных участков все заинтересованные лица либо их представители должны предъявить документ, который удостоверяет их личность. Помимо этого, кадастровому инженеру следует предъявить документ, который подтверждает полномочия представителя решать вопросы по данному земельному участку от имени заинтересованного лица. Исключение составляют случаи, в которых данные о зарегистрированном праве собственности лица находятся в государственном кадастре недвижимости. Данное положение основывается на части 12 статьи 39 Закона о кадастре недвижимости.

Переходные положения

Закон № 334-ФЗ вносит ряд изменений в статью 33 Закона о регистрации недвижимости.

1. До 1 января 2013 года к документам, которые предоставляются для государственной регистрации прав на помещение, здание или сооружение, следует прилагать кадастровый паспорт данного объекта недвижимости.
Правда, существуют случаи, в которых кадастровый паспорт не требуется. Так, например, его предоставление не является обязательным, если ранее объект недвижимого имущества уже был представлен и находится в соответствующем деле в числе правоустанавливающих документов. При этом повторная государственная регистрация права на данный объект для уточнения сведений о нем, не требуется (на основании пункта 10 статьи 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).

2. С 1 января 2013 года кадастровый паспорт сооружения, здания, объекта незавершенного строительства или отдельного помещения является обязательным документам, который прилагается к общему пакету документации. Именно он играет важную роль в процессе осуществления регистрации прав заинтересованного лица на данный объект недвижимости. Однако предоставление кадастрового паспорта необходимо лишь в том случае, если сведения об объекте недвижимости в государственном кадастре отсутствуют (на основании пункта 11 статьи 33 Закона о регистрации недвижимого имущества).

3. На основании пункта 12 статьи 33 Закона о регистрации недвижимого имущества, технические паспорта и прочие документы, в которых содержится описание зданий, помещений, сооружений и прочих объектов недвижимости, выданные до 1 марта 2008 года для осуществления государственной регистрации прав собственности, обладают такой же юридической силой, как и кадастровые паспорта объектов недвижимого имущества.