Инсайдерская информация

Принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации"

Данным Законом впервые были установлены положения, посредством которых осуществляется манипулирование рынком (в основном, финансовым) и регулирование инсайдерской информации. Еще недавно эта деятельность по большей части была фрагментарной и лишь изредка отображалась в актах Центрального банка РФ и Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР).

Посредством Закона об инсайдерской информации устанавливаются положения касательно:
- определения термина «инсайдерская информация»;
- круга инсайдеров, которые располагают данной информацией;
- запретов на неправомерное использование инсайдерской информации в процессе совершения сделок непосредственно между сторонами или при участии третьих лиц;
- требований к раскрытию инсайдерской информации;
- требований по ведению списков инсайдеров и касательно предоставления информации о совершении ими сделок, которые считаются необходимыми для предотвращения нарушений в данной сфере;
- полномочий ФСФР в сфере предотвращения и выявления правонарушений, которые касаются использования инсайдерской информации.

Помимо этого, вышеуказанный Закон определяет критерии и признаки действий, которые могут считаться манипулированием рынков. На них устанавливается запрет, который не ограничивается перечнем субъектов. На выявление фактов манипулирования рынком распространяются и некоторые полномочия ФСФР.

Закон об инсайдерской информации предусматривает, что эмитенты, организаторы торгов, управляющие компании и другие лица обязаны принимать правила доступа к такого рода данным в целях сохранения ее конфиденциальности. Помимо этого, следует назначить должностное лицо, которое будет нести ответственность за осуществление подобных мер по охране информации.

Также Закон устанавливает ответственность уголовного, гражданско-правового и административного характера в случае нарушения лицом требований. Это происходит за счет введения новых положений в Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и Уголовный кодекс РФ (УК РФ).

Инсайдерская информация и ее определение

Ранее суды должны были самостоятельно определять понятие инсайдерской информации. Ее приравнивали к служебной информации в рамках статьи 31 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Закон об инсайдерской информации позволил дать четкое определение этому понятию, которое является точным и легальным. Итак, согласно статье 2 данного Закона, инсайдерская информация – это информация, отвечающая определенным признакам. Иными словами, она должна:
- быть конкретной, точной, четкой и нераспространенной;
- влиять на цены финансовых инструментов, товаров и иностранной валюты;
- входить в перечень инсайдерской информации, который утверждается ФСФР России посредством принятия нормативно-правового акта (согласно пункту 1 статьи 3 Закона об инсайдерской информации).

Помимо этого информация может содержать в себе банковскую, коммерческую либо служебную тайну или иные секретные данные, конфиденциальность которых охраняется законом. Данный признак носит исключительно факультативный характер.

В настоящее время окончательный вариант перечня инсайдерской информации не утвержден, а потому можно говорить о том, что до его непосредственного принятия инсайдерской можно считать информацию, соответствующую первым двум условиям.

В пункте 5 статьи 3 Закона об инсайдерской информации определены сведения, которые к ней не относятся. Ими являются:
- данные, которые стали доступны неограниченному кругу граждан;
- прогнозы, исследования и оценки в отношении иностранной валюты, финансовых инструментов, товаров;
- предложения и рекомендации касательно осуществления операций с иностранной валютой, финансовыми инструментами либо товарами при использовании общедоступной информации.

Инсайдеры

Инсайдерами являются лица, владеющие инсайдерской информацией. Их перечень установлен в соответствии со статьей 4 Закона об инсайдерской информации. Он сформулирован как исчерпывающий, однако на самом деле круг инсайдеров достаточно широк. В качестве них могут выступать и физические, и юридические лица, а также органы государственного и местного самоуправления.
Посредством положений статьи 4 Закона об инсайдерской информации всех инсайдеров можно разделить на 3 основные группы:
- «первичные» инсайдеры;
- «вторичные» инсайдеры;
- инсайдеры-физические лица.

К «первичным» инсайдерам относятся:
- хозяйствующие субъекты, которые доминируют на рынке определенного продукта в пределах географических границ Российской Федерации;
- управляющие компании и эмитенты эмиссионных ценных бумаг;
- клиринговые организации, инициаторы торгов, кредитные организации, депозитарии и другие субъекты, осуществляющие расчеты по сделкам, которые совершаются через организаторов торгов;
- профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие лица, которые проводят операции с финансовыми инструментами, товарами или иностранной валютой в интересах клиента, получив при этом от них инсайдерскую информацию;
- исполнительные органы государственной власти и федеральные органы исполнительной власти РФ, органы местного самоуправления;
- другие организации, которые управляют государственными внебюджетными фондами и получают право в рамках федеральных законов и иных нормативно-правовых актов на размещение временно свободных денежных средств в финансовые инструменты.

Вторичными инсайдерами являются лица, которые перечислены в подпунктах 5, 6, 8, 10-12 статьи 3 Закона об инсайдерской информации. Они получают к ней доступ по той причине, что входят в органы управления, где находится «первичный» инсайдер, действуют на основании договора с ним или владеют им.

В отдельную группу были отнесены физические лица, которые имеют доступ к информации от «первичных» и «вторичных» инсайдеров за исключением органов публичной власти. Этот доступ осуществляется на основании гражданско-правовых или трудовых договоров.
В Законе об инсайдерской информации не уточняется необходимость соотношения договорных и должностных обязанностей таких лиц к деятельности финансового рынка. Именно поэтому, можно сказать, что в качестве инсайдера может выступать практически любое физическое лицо, которое заключает гражданско-правовой или трудовой договор. Так что, чтобы квалифицировать физическое лицо в качестве инсайдера, необходимо установить наличие юридической связи между ним и «вторичным» либо «первичным» инсайдером. Определить эту связь дает возможность гражданско-правовой или трудовой договор, заключенный между данными лицами.

При этом возникает несколько вопросов в отношении определения инсайдера. Является ли таковым физическое лицо, которое обладает доступом к инсайдерской информации «вторичных» и «первичных» инсайдеров, но при этом не заключает с ними договор, поскольку работает на основании аутсорсинга? В этом случае договорные отношения могут иметь место между «аутсорсингодателем» и «вторичным» или «первичным» инсайдером.

Что касается применения Закона по отношению к гражданско-правовым отношениям и в частности, к заключению договора такого типа, то здесь может возникнуть вопрос по поводу того, является ли инсайдером физическое лицо в том случае, если тот договор, на основании которого был получен доступ к инсайдерской информации, является незаключенным? Такой вопрос часто возникает в отношении «вторичных» инсайдеров. Например, является ли инсайдером аудиторская компания в том случае, если договор об оказании аудиторских услуг между «первичным» инсайдером и ней признается незаключенным, то есть юридически отсутствует?

В статьях 9,10 Закона об инсайдерской информации говорится о том, что и «первичные», и «вторичные» инсайдеры должны в обязательном порядке вести список инсайдеров. Помимо этого, им поручается:
- создать и утвердить правила охраны конфиденциальности информации, порядок доступа к ней, контроля над соблюдением требований Закона об инсайдерской информации и нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним;
- назначить и определить должностное лицо или структурное подразделение, которое обязуется осуществлять контроль над соблюдением требований указанного Закона, а также нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним, и которое будет находиться под руководством совета директоров или высшего органа управления юридического лица;
- обеспечить все условия для эффективного и беспрепятственного осуществления должностным лицом или структурным подразделением своих функций, которые перечислены в статье 11 Закона об инсайдерской информации.

Манипулирование рынком и его особенности

В статье 5 Закона об инсайдерской информации дается определение понятию манипулирования рынком посредством перечисления действий, которые признают в качестве манипулирования. Следует отметить, что, согласно положениям пункта 2 статьи 6 данного Закона, такие действия запрещены и наказуемы. Несоблюдение указанных условий влечет за собой наступление административной или уголовной ответственности.

Какими полномочиями обладает ФСФР в области применения манипулирования рынком и инсайдерской информации?

Закон об инсайдерской информации в статье 14 наделяет определенными полномочиями ФСФР, которые могут быть применены в сфере манипулирования рынком и использования инсайдерской информации. Выделяют следующие полномочия ФСФР:
1. Право на создание нормативно-правовых актов – пункт 4 статьи 13, подпункт 12 пункта 1 статьи 13 Закона.
В Законе об инсайдерской информации содержится семь ссылок на различные нормативно-правовые акты, которые принимает ФСФР, что обеспечивает развитие норм данного Закона (пункт 1 статья 3, пункт 4 статья 5, пункт 1 статьи 8, подпункт 2 пункта 1 статьи 9, подпункт 3 пункта 1 статьи 9, пункт 6 статьи 10, пункт 7 статьи 14).

2. Право на проведение проверки в области соблюдения требований данного Закона, а также нормативно-правовых актов, которые были приняты в соответствии с ним на основании сведений и жалоб из средств массовой информации и данных, предоставляемых в соответствии с указанным Законом, прочими федеральными законами, а также в ситуациях обнаружения ФСФР признаков нарушения требований Закона об инсайдерской информации.
При этом проведение проверки осуществляется на основании решения руководителя ФСФР.

3. Право на требование предоставления информации от лица в процессе осуществления проверки, которое может ею располагать, а также на возможность вызова его для предоставления нужной информации в устной или письменной форме.

4. Право на требование в процессе проверки от физических и юридических лиц предоставления записей обмена данными в соответствии с внутренними документами организации, которые помогут предотвратить, пересечь или выявить нарушения требований Закона об инсайдерской информации и нормативно-правовых актов, принятых на его основе.

5. Право на выдачу физическим и юридическим лицам предписания касательно устранения ими допущенных нарушений требований Закона об инсайдерской информации и условий нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним, а также устранения последствий подобных нарушений и недопущения таких случаев в дальнейшем; приостановления торговли иностранной валютой, финансовыми инструментами или товарами.

6. Право на возможность принятия решений о приостановлении действия или аннулирования лицензии, дающей право на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг или осуществления прочих видов деятельности, которые лицензируются со стороны федеральных органов исполнительной власти, при нарушении требований Закона и нормативно-правовых актов, принятых в соответствии с ним.

7. Право на участие в делах, рассматриваемых арбитражными судами, которые связаны с нарушением требований или применением норм Закона и нормативно-правовых актов.

8. Право на возможность разъяснения вопросов практики применения положений законодательства РФ касательно противодействия манипулированию рынком и использованию инсайдерской информации.

9. Право на анализ и обобщение практики применения положений Закона, разработку методических рекомендаций по его использованию (в том числе, по расчету суммы убытков, размеру дохода, которые появлялись у лица в процессе манипулирования рынком или использования инсайдерской информации).

Заметим, что в статье 15 Закона об инсайдерской информации отмечается тот факт, что ФСФР обязуется раскрывать информацию о направлении предписания об устранении нарушений требований Закона, наложенных административных взысканиях и прочих нормативно-правовых актах, которые принимаются в соответствии с ним.

Установление ответственности за неправомерное манипулирование рынком и использование инсайдерской информации.

Уголовная ответственность

Посредством принятия Закона об инсайдерской информации в УК РФ были введены новые нормы, отображающие составы уголовных преступлений: неправомерное использование инсайдерской информации и манипулирование рынком (статьи 185.3, 185.6 УК РФ). Для их применения следует установить факт причинения крупного ущерба государству, организациям или гражданам. Важность первых двух субъектов описана в статье 185.3 УК РФ. Помимо этого, уголовная ответственность предусматривается при извлечении виновным лицом излишнего дохода или в случае, если он пытается избежать убытков в крупном размере.

Что касается крупного ущерба (так же, как и крупного дохода либо убытка), то им признается сумма денежных средств, которая превышает 2 500 000 рублей.

Административная ответственность

Законом об инсайдерской информации введены новые составы административных правонарушений в КоАП РФ. Ими являются:
- неправомерное использование инсайдерской информации;
- манипулирование рынком;
- нарушение закона в области противодействия неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком (статьи 15.21, 15.30 и 15.35 КоАП РФ). Указанные составы могут применяться в том случае, если действия лица, признаваемого виновным, не содержат в себе уголовно наказуемого действия.

Законодатель устанавливает нижний предел санкции для юридических лиц – 700 000 рублей и более. Определение верхнего предела на сегодняшний день отсутствует, так как он составляет сумму убытков или излишних доходов, которые гражданин, юридическое или должностное лицо избежали вследствие неправомерного манипулирования рынком или применения инсайдерской информации.

Гражданско-правовая ответственность

В статье 7 Закона об инсайдерской информации содержатся следующие сведения о гражданско-правовых последствиях в случае манипулирования рынком и неправомерного использования инсайдерской информации:

1. Лица, которые понесли убытки вследствие манипулирования рынком или неправомерного использования инсайдерской информации, имеют право потребовать от лиц, по вине которых это произошло, денежного возмещения (пункт 7 статьи 7);
К слову, в процессе применения указанной нормы, а также статей 15.21 и 15.30 КоАП РФ могут возникнуть некоторые сложности при доказательстве размера нанесенного ущерба до утверждения ФСФР методических рекомендаций по расчету суммы возмещения.

2. Совершение операций, которые предполагают использование инсайдерской информации или представляют собой манипулирование рынком, не может служить основанием для признания их недействительными (пункт 8 статьи 7).

Данная норма позволяет говорить о том, что статья 168 ГК РФ не применяется по отношению к сделкам, которые совершаются при манипулировании рынком или с использованием инсайдерской информации.
30 июля 2010 года Закон об инсайдерской информации был опубликован в «Российской газете». В свою силу он вступит спустя 180 дней со дня своего официального опубликования. Исключения в этом случае составляют положения, для вступления в силу которых устанавливаются другие сроки (эти положения указаны в статье 27 данного Закона).