Прекращение уголовного дела в связи со смертью.

Опубликовано Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2011 N 16-П
"По делу о проверке конституционности Положений пункта 4 части первой статьи 24 и пункта 1 статьи 254 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан С.И. Александрина и Ю.Ф. Ващенко"

Установлено, что прекращение уголовного дела в суде в связи со смертью подозреваемого требует согласия со стороны его близких родственников.

В пункте 4 части 1 статьи 24 и пункте 1 статьи 254 УПК РФ содержатся положения, которые закрепляют смерть обвиняемого в качестве одного из оснований для прекращений уголовного дела. Исключение могут составлять случаи, в которых уголовное производство требуется для реабилитации умершего лица в той мере, в какой они позволяют прекратить ведение уголовного дела, не получая согласия родственников умершего лица. Вышеуказанные положения вместе с исключениями были признаны несоответствующими Конституции РФ в результате принятия Постановления № 16-П.

Конституционным Судом РФ было установлено, что УПК РФ не может предоставить родственникам и заинтересованным лицам умершего лица, выступавшего в качестве обвиняемого или подозреваемого, добиваться его реабилитации, а также настаивать на продолжении судебного процесса либо следствия. Это также относится к наличию у них интереса, заключающегося в желании защитить честь и достоинство умершего лица, а также собственные достоинство и честь, которые страдают из-за сохранения неопределенности в правовом статусе умершего лица. Кроме того, законные интересы таких лиц могут носить имущественный характер, который связан с возможностью возмещения расходов, понесенных умершим. К ним относятся судебные издержки, оплата юридической помощи, затраты на лечение, упущенная выгода и т.д. В качестве упущенной выгоды могут быть признаны денежные средства в виде заработной платы и другие выплаты, недополученные в результате действий суда, прокурора или следователя.

Таким образом, в данном Постановлении определены изменения, которые необходимо внести законодателю в действующее правовое регулирование дел, в которых фигурирует смерть обвиняемого, для того, чтобы обеспечить государственную защиту чести и достоинства умершего, а также прав близких для него лиц.