Споры по договорам перевозки: как защитить свои интересы?

Споры по договорам перевозки: как защитить свои интересы?

Договором перевозки грузов считается документ, в соответствии с положениями которого перевозчик (транспортная компания) берет на себя обязательство поставить вверенный ему груз в пункт назначения, выдав его получателю, то есть лицу, которое уполномочено принять такой груз. Последний обязуется оплатить услугу перевозки в установленном размере, который заранее обсуждается с перевозчиком.

Особенностью договора перевозки является его двусторонне-обязывающий, возмездный и реальный характер. Договор автомобильной перевозки грузов или соглашение на осуществление транспортировки товара любым другим способом считается заключенным с того момента, как перевозчик принимает у отправителя груз. Обе стороны тут же приобретают определенные права и обязанности.

По договору перевозчик обязуется:

- в установленный срок предоставить транспортное средство для погрузки и отправки товара;
- вовремя отправить принятые к перевозке грузы;
- обеспечить сохранность грузов при транспортировке;
- использовать кратчайший путь для доставки грузов;
- произвести выдачу груза получателю, персональные данные которого указаны в документах на осуществление перевозки.

По договору перевозки грузов отправитель обязуется:

- предъявить груз в установленный срок в надлежащей таре и упаковке, промаркировав его в соответствии с определенными требованиями и нормами;
- своевременно внести платеж, взыскиваемый в размере, определяемом по взаимному согласию сторон при исчислении тарифа на перевозку груза;
- придерживаться норм по времени, которое отводится на проведение погрузо-разгрузочных работ, если их осуществляет грузоотправитель.

Часто договор перевозки грузов заключается между хозяйствующими субъектами. Но в отличие от других соглашений, споры по которым рассматриваются в арбитражных судах, разовые (реальные) договоры и конфликты по ним не могут быть разрешены таким способом. Причина кроется в характере договора, ведь проведение работ и оформление необходимых документов обычно производится в течение определенного срока, а транспортное средство не может простаивать лишнее количество часов. При этом организационные (навигационные) договора и споры по ним относятся к компетенции арбитражных судов и рассматриваются в общем порядке.

В соответствии с положениями статьи 920 ГК РФ, при нарушении обязательств, вытекающих из заключенного договора, для перевозчика и отправителя устанавливается ответственность. Так, например, была отдельно урегулирована ответственность, которую несет отправитель за неиспользование транспортного средства при отсутствии груза или непредоставление транспорта перевозчиком. У обеих сторон в данном случае возникает ответственность, установленная по договору, если иное не указано в транспортных уставах. В случае, когда непредоставление и неиспользование транспортного средства имеет место по причине существования непреодолимых обстоятельств, перевозчик и отправитель могут быть освобождены от ответственности.

Договор воздушной перевозки или любое другое соглашение с определенным видом транспортировки груза предусматривает ответственность для перевозчика, если при проведении сделки будут выявлены следующие нарушения:

1. Поставка груза с опозданием – необходимо возместить другой стороне убытки, причиненные вследствие нарушения сроков;
2. Утрата, порча, недостача груза – необходимо выплатить пострадавшей стороне сумму, равную величине фактического ущерба, если не получится доказать, что подобные потери были понесены вследствие непреодолимых обстоятельств.

Кроме того, важно отметить, что любое соглашение (и договор железнодорожной перевозки в том числе) предполагает, что в отношении перевозчика устанавливается ответственность за сохранность груза не только при его транспортировке, но и в момент отправления – уже тогда груз находится в ведении перевозчика. Ответственность наступает с того момента, когда перевозчик не сможет доказать, что потеря, порча или утрата груза не являются его виной.

К освобождению от ответственности могут привести следующие обстоятельства:

- вина грузоотправителя или грузополучателя;
- недостатки тары или упаковки, незаметные при внешнем осмотре в процессе приемки грузов;
- использование тары, которая не применяется для груза, предназначенного к отправке вследствие его свойств или общепринятых стандартов;
- особые естественные свойства груза, предназначенного для перевозки;
- сдача груза к перевозке без предварительного указания в накладной его особых свойств, которые требуют соблюдения определенных правил или более бережного обращения с ним;
- сдача груза на перевозку при превышении норм влажности и т.д.

Во всех вышеперечисленных случаях суды устанавливают презумпцию невиновности для перевозчика, и указанные обстоятельства являются одинаковыми для всех видов транспорта.

Итак, вы уже знаете о том, что доказывание факта существования непреодолимых обстоятельств является возможностью защитить свои интересы. Каким образом это можно сделать? Потребуется грамотно составить исковое заявление и подкрепить его не только доказательствами, но и законодательными актами. Человеку, у которого нет юридического образования, очень трудно подготовиться к представлению своих интересов правильно. Наши адвокаты знают, как это сделать! Мы готовы помочь вам выстроить стратегию защиты, составить иск и провести необходимую работу в процессе подготовки к представлению интересов в арбитражном суде. Уже не первый год наши адвокаты работают в сфере предоставления юридических услуг и готовы предложить вам самые выгодные условия для сотрудничества. Мы будем рады помочь вам в решении любой проблемы!