Прописка и регистрация: 5 важнейших отличий

Прописка и регистрация: 5 важнейших отличий

До сих пор, интересуясь местом постоянного проживания человека, люди, не имеющие прямого отношения к законодательным тонкостям, задают вопрос: «Где Вы прописаны?». А ведь термин «прописка» законодательно отменен более 10 лет назад. На смену процедуре прописки пришел регистрационный учет граждан. Так чем же отличаются друг от друга прописка и регистрация?

Отличие первое. Для того, чтобы прописаться на определенной жилплощади, гражданин должен был получить разрешение государственных органов, для получения которого нужны были некие основания, и в котором могло быть отказано. Регистрация же носит уведомительный характер, то есть теперь гражданин не просит у государственного органа разрешения, а сообщает о своем намерении изменить место жительства.

Отличие второе. Прописка определяла право гражданина на пользование жилой площадью. Постановка на регистрационный учет в ФМС такого права не дает, напротив – она производится на основании предъявления гражданином документа, определяющего право пользования данной жилплощадью: договора найма, свидетельства о праве собственности, или иного документа.

Отличие третье. Прописка и регистрация отличаются тем, что при смене места жительства постановка на регистрационный учет по новому адресу предшествует снятию с учета на прежнем месте. Для того, чтобы прописаться на новом месте, нужно было сначала выписаться с предыдущего. С регистрацией имеет место противоположная ситуация: гражданину следует вначале получить регистрацию по новому месту проживания, и лишь после этого сняться с учета на старом.

Отличие четвертое. В соответствии с современным законодательством, для получения регистрации по месту временного пребывания не требуется заявление собственника жилплощади. Гражданин, желающий получить временную регистрацию, оформляет документы самостоятельно, а собственника жилплощади Федеральная Миграционная Служба РФ обязана уведомить об этом по почте.

Отличие пятое. В случае, если документ, являющийся основанием для получения регистрации содержит сведения, имеющиеся в распоряжении органов местного самоуправления или иных государственных органов, гражданин имеет право не предъявлять данный документ при подаче заявления в ФМС. То есть выстаивать очереди, собирать справки и лично приносить документы теперь не обязательно. Более того: заявление как на временную, так и на постоянную регистрацию можно подать по почте или через Интернет.