Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 25.12.2012)


Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 25.12.2012)
"О введении в действие Жилищного кодекса РФ" С 1 марта 2013 года нельзя будет приватизировать жилые помещения



      1 марта 2013 г. основная часть положений Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" утратит силу. Это означает, что будет завершена бесплатная приватизация жилых помещений, длившаяся более 20 лет.

      После 1 марта 2013 г. перестанут действовать нормы специального закона о приватизации жилых помещений. Следовательно, в отношении жилых помещений возникнет ситуация, когда до внесения соответствующих изменений в законодательство невозможно будет осуществить приватизацию даже на возмездной основе.

      Таким образом, после 1 марта 2013 г. россияне смогут приобрести право собственности на жилые помещения только по гражданско-правовым договорам с физическими или юридическими лицами (купля-продажа, дарение и др.), а также в порядке наследования.


Основные отличия права собственности на жилое помещение и права социального найма жилого помещения

      Для функционального использования не имеет значения, на каком праве жилье находится у гражданина. Он может проживать в нем вместе с членами своей семьи независимо от того, снимает ли он его на основании договора социального найма или является собственником. Однако права по распоряжению жилым помещением могут быть различны в зависимости от того, на каком праве гражданин им владеет.


Распоряжение жилым помещением

      Собственник имущества может по своему усмотрению совершать любые законные действия с имуществом, если это не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).

      Применительно к жилым помещениям это означает, что гражданин может его продать, подарить, сдать в аренду, завещать, внести в уставный капитал хозяйственного общества или распорядиться еще каким-либо законным образом. Такие сделки в настоящее время крайне распространены, наиболее массовыми из них являются аренда и купля-продажа. Гражданин может самостоятельно выбирать контрагентов по договору, устанавливать стоимость аренды или продажи жилья.

      Если основанием для пользования гражданина жилым помещением является договор социального найма, то на распоряжение им накладываются определенные ограничения.

      Гражданин, пользующийся жилым помещением, может им распоряжаться только в случаях, прямо установленных Жилищным кодексом РФ. Он имеет право:

- передать часть помещения в поднаем. Однако для этого необходимо получить письменное согласие наймодателя, а также членов семьи нанимателя. Кроме того, передать все помещение в поднаем гражданин может только при условии временного выезда (ч. 1 ст. 76 ЖК РФ);

- совершить обмен жилыми помещениями с другим нанимателем (ст. 72 ЖК РФ), для чего также необходимо письменное согласие наймодателя и всех членов семьи нанимателя (как проживающих, так и временно отсутствующих);

- разрешить безвозмездное проживание временным жильцам (ст. 80 ЖК РФ). На это нужно получить согласие проживающих с нанимателем членов его семьи. Разрешение наймодателя не требуется, но его необходимо письменно уведомить о вселении временных жильцов. Наймодатель может запретить проживание временных жильцов, если будет превышена учетная норма площади жилого помещения (для квартиры) либо норма предоставления (для коммунальной квартиры).

      Если жилое помещение принадлежит гражданину на праве собственности, то в случае смерти владельца оно попадает в наследственную массу. Наследники могут приобрести права на такое помещение либо на основании закона (гл. 63 ГК РФ), либо в соответствии с завещанием (гл. 62 ГК РФ). При этом собственник вправе завещать жилое помещение любому лицу (п. 1 ст. 1119 ГК РФ) при соблюдении ограничения в виде обязательной доли в наследстве (ст. 1149 ГК РФ).

      В отношении жилого помещения, которое гражданин снимает по договору социального найма, действуют иные правила. Поскольку оно не является собственностью гражданина, оно не может переходить по наследству и не попадает в наследственную массу.

      Возможен единственный случай, когда в наследственную массу включается жилое помещение, переданное гражданину на основании договора социального найма. Это допустимо, если наниматель при жизни подал заявление о приватизации и необходимые для этого документы и умер до государственной регистрации права собственности.

      В соответствии с Гражданским кодексом РФ на собственника имущества возлагается бремя содержания этого имущества.
Собственник жилого помещения обязан оплачивать его содержание и ремонт, содержание и текущий ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома, осуществлять взносы на капитальный ремонт дома, а также оплачивать потребленные коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ).

      Наниматель жилого помещения по договору соцнайма осуществляет такие же выплаты, за исключением взноса на капитальный ремонт дома, который производится за счет собственника жилищного фонда (ч. 1 ст. 154 ЖК РФ).

Продление бесплатной приватизации


      Отметим, что срок отмены бесплатной приватизации менялся дважды. Первоначально ее планировалось завершить 1 января 2007 г., однако затем дата окончания была перенесена сначала на 1 марта 2010 г., а впоследствии на 1 марта 2013 г.

      К настоящему времени на рассмотрении Госдумы находится два законопроекта по данному вопросу. Законопроект N 110040-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" был внесен в Госдуму в июле 2012 г. Авторы данного документа предлагают вовсе отменить срок окончания бесплатной приватизации.

      Законопроект N 206892-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" внесен в Госдуму 16 января 2013 г. Его разработчики предлагают отложить срок окончания бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2018 г.

      К настоящему моменту ни один из законопроектов еще не прошел первое чтение.
"Проект Федерального закона N 211992-6 "Об отдельных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"
Для граждан, на обеспечении которых находятся два и более ребенка, усыновленных в соответствии с законодательством РФ, предлагается установить дополнительные меры государственной поддержки
Для указанной категории граждан законопроектом вводятся следующие меры государственной поддержки:

1) льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

2) предоставление долгосрочного целевого жилищного займа;

3) бесплатное посещение музеев, выставок, парков культуры и отдыха.

1.1. Согласно законопроекту усыновители имеют право на следующие льготы по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:
оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членами семей усыновителей, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате жилья предоставляются лицам, проживающим в домах независимо от вида жилищного фонда;

оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством РФ), в том числе членами семей усыновителей, совместно с ними проживающими;

усыновителям, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива.

2.1. Усыновители, имеющие право на получение займа, обращаются в комиссии по рассмотрению заявлений на получение займов, созданные в органах государственной власти субъекта РФ.
Займы предоставляются специализированной организацией на основании решения комиссии. Специализированная организация участвует в выборе получателями займов варианта жилого помещения. Определение суммы займа, условия и срок его предоставления будут устанавливаться Правительством РФ.

3.1. Усыновители имеют право на бесплатное посещение один раз в месяц музеев, выставок, парков культуры и отдыха, находящихся в ведении федеральных органов государственной власти.
Указанные меры государственной поддержки предлагается ввести в действие с 1 января 2014 года.

Источник