Ответственность за причиненный вред

Ответственность за причиненный вред

Уважаемые клиенты!
Вы всегда можете обратиться к нам, если Вам нужны:
юридическая консультация по вопросу возмещения вреда;
помощь в правовом анализе и разработке договора;
необходимо составить исковое заявление (отзыв на исковое заявление), претензию, иные документы;
адвокат для защиты Ваших прав в суде;
нужно подать кассационную жалобу или надзорную жалобу на решение суда;
иные юридические услуги.

Самостоятельно разобраться в нюансах возмещения вреда Вам поможет следующая статья:

Основанием права физического или юридического лица требовать от государства возмещения причиненного ему вреда являются незаконные действия (бездействие) или решения органов исполнительной власти и их должностных лиц. Под незаконными действиями следует понимать деяния, противоречащие не только законам, но и иным нормативно-правовым актам.

Право на возмещение причиненного вреда в гражданском праве понимается лишь как право потерпевшего лица или иных управомоченных лиц требовать его возмещения от самого причинителя вреда или иных лиц, на которых такая обязанность возложена законом.

По мнению современных отечественных цивилистов, господствующей, но не единственной является позиция, согласно которой обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, является не чем иным, как разновидностью гражданско-правовой ответственности.

С учетом установленных гражданским законодательством особенностей деликтной ответственности за вред, причиненный различными актами власти, они подразделяются на две большие группы: 1) акты, которые принимаются в сфере административного управления (акты управления) и регулируются требованиями ст. 1069 ГК, и 2) акты, принимаемые правоохранительными органами и судами (ст. 1070 ГК).

С конституционной точки зрения (изложенной в ст. 10, 77 и 118 Конституции РФ) под государственными органами, упомянутыми в ст. 1069 ГК РФ, подразумеваются любые органы власти государства, за исключением судебной власти. Но в ст. 1069 ГК речь идет об ответственности за вред, причиненный не только государственными органами, но и органами местного самоуправления, а также их должностными лицами. Но в настоящей работе будет рассматриваться вопрос об ответственности органов власти государства в целом.

Что же составляет сущность понятия "возмещение вреда"?

Возмещение вреда - это компенсация имущественного ущерба, возникшего в результате причинения вреда.

Право человека на возмещение ущерба, причиненного жизни или здоровью, может быть реализовано в правоотношениях как частноправовых, так и публично-правовых. В частности, в ст. 52 Конституции РФ установлена государственная гарантия защиты от злоупотребления властью, в том числе посредством судебной защиты. Вопросы злоупотребления властью на местном уровне в литературе очень мало исследованы.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

В Законе РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" урегулирован порядок обращения граждан в суд. В соответствии с названным Законом каждый человек вправе обратиться с жалобой в суд, в случае если он считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов или их должностных лиц (государственных служащих) нарушены его права и свободы. Поскольку указанные субъекты властных правоотношений могут выступать в качестве участников гражданско-правовых отношениях и в силу абз. 2 ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 124 ГК РФ представлять Российскую Федерацию, субъекты РФ и входящие в них муниципальные образования.

Вред, причиненный незаконными актами власти, подлежит возмещению лишь при наличии вины лиц, принявших подобные акты либо, наоборот, нарушивших права граждан или юридических лиц своим бездействием. При этом виновными должны считаться любые действия государственных органов и их должностных лиц, если они являются незаконными. Это следует из того, что вред причиняется не фактическим, а юридическим действием, незаконность которого обычно уже сама по себе свидетельствует о наличии вины того лица, которое его совершило.

Для возникновения ответственности государства за издание нормативных и ненормативных актов, причинивших ущерб физическим и юридическим лицам, являющимся субъектами гражданско-правовых отношений, важна только юридически значимая деятельность органа власти, проявляющаяся через деятельность должностных лиц органов власти. Должностное лицо отвечает не только за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей, но и за дачу подчиненным указаний о совершении неправомерных действий, а также непринятие мер по обеспечению правовых норм, контроль за соблюдением которых входит в их служебные обязанности.

До принятия ныне действующего ГПК РФ (в конце ноября 2002 г.) суды сталкивались с проблемой разграничения таких понятий, как нормативный и ненормативный правовые акты. Важным ориентиром для судов в разрешении этого вопроса послужило Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. N 5 (с изм. и доп.) "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел по заявлениям прокуроров о признании правовых актов противоречащими закону", где в п. 2 были даны определения понятий: "Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом".

"Под ненормативным правовым актом понимается акт, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц".

В январе 2003 г. Постановление от 27 апреля 1993 г. N 5 было признано утратившим силу. Но в п. 12 вновь принятого Постановления Пленума ВС РФ от 20 января 2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" содержится определение понятия нормативного правового акта, полностью совпадающее с имевшимся ранее в п. 2 отмененного Постановления N 5.

В настоящее время действует общий принцип всеобщности обжалования, означающий принципиальную возможность судебного обжалования любого административного акта, возникшего из публичных правоотношений, согласно ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1. Процессуальный порядок рассмотрения гражданских дел подобной категории, производства по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части урегулирован статьями 251 - 253 в главе 24 ГПК РФ.

Помимо судебной защиты потерпевшие имеют право обратиться за защитой своих нарушенных прав нормативными или ненормативными актами в органы прокуратуры и в другие уполномоченные государством органы. Хочешь купить классные adidas superstar supercolor http://allshoes.com.ua/ . Магазин в Киеве. Доставка в любой город Украины. Согласно ч. 1 ст. 77 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами власти и их должностными лицами требований норм Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации и других нормативных актов.