Характеристика подсудимого

Пункт 3 ч. 1 ст. 73 УПК Российской Федерации относит сведения, характеризующие личность обвиняемого, к числу обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. Не акцентируя внимания на значимости установления этих обстоятельств, отметим, что их выявление необходимо для разрешения как уголовно-правовых, так и уголовно-процессуальных вопросов, а именно: 1) о целесообразности привлечения лица к уголовной ответственности; 2) о квалификации действий обвиняемого; 3) о причинах и условиях, способствовавших преступлению; 4) о наличии обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность; 5) о виде, размере наказания; 6) о выборе места лишения свободы; 7) о применении условного осуждения; 8) о мере пресечения и т.д.

Изучение 500 протоколов заседаний судов первой инстанции Республики Мордовия и вынесенных по их результатам 300 приговоров по уголовным делам показало следующее. В каждом случае рассмотрения этих дел соблюдались требования, установленные в ч. 1 ст. 265 УПК РФ относительно установления личности подсудимого перед его допросом (фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения, владение языком, на котором ведется уголовное судопроизводство, место жительства подсудимого, место работы, род занятий, образование, семейное положение, данные о судимости). Однако содержащиеся в этой же норме требования об установлении других данных, касающихся личности подсудимого, т.е. характеризующих его социальный облик до совершения преступления, а также процесс его нравственного формирования, ни в одном изученном нами материале не отражались. Из этого можно сделать вывод, что названные сведения суды не устанавливали и не исследовали, а в целом процедура установления личности подсудимого, да и других допрашиваемых в суде лиц носила формальный характер. Так, по уголовному делу N 1-383/03, рассмотренному Октябрьским районным судом г. Саранска, председательствующий лишь продемонстрировал (взмахом руки) находящимся в зале судебного заседания факт наличия пяти характеристик на подсудимого.

Ни в одном изученном уголовном деле при допросе потерпевших и свидетелей не выяснялись обстоятельства, характеризующие личность подсудимого (черты его характера, сведения об образе жизни и связях подсудимого и другие данные).

По нашему мнению, существует прямая зависимость характера и содержания приговора суда от того, насколько полно суд установил и исследовал характеризующие подсудимого данные. В соответствии с п. 4 ст. 304 УПК РФ по вводной части приговора должны указываться все данные о личности подсудимого, имеющие значение для уголовного дела. В этом плане, как совершенно закономерно указывает А.Б. Сахаров, для решения вопроса об уголовной ответственности "...мало констатировать наличие в действиях виновного признаков состава преступления. Надо знать, что представляет собой сам виновный, почему он совершил данное преступление, насколько оно согласуется или, напротив, расходится со всем поведением, со всем строем данной личности, с его взглядами, тенденциями, наклонностями и т.д."

Но, как показали результаты изучения судебной практики, проведенного авторами настоящей статьи, исследование личности подсудимого по каждому уголовному делу фактически подменяется определением относимости к делу и, соответственно, допустимости представленного сторонами материала о личности подсудимого. В частности, ни разу не встретилась развернутая характеристика его личностных данных. Результаты их анализа во всех изученных приговорах отражаются следующим образом: "учитывая личность подсудимого, условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, положительные характеристики по месту жительства и работы...", "исходя из степени общественной опасности личности...", "учитывая личность подсудимого...", "учитывая молодой возраст подсудимого...". Такой анализ, как представляется нам, во-первых, не дает возможности установить, какие именно обстоятельства относятся к личности подсудимого, а во-вторых, при отсутствии в приговоре развернутой характеристики личности подсудимого затрудняет, а подчас и лишает суды кассационной и надзорной инстанций возможности всесторонне проверить обоснованность и справедливость приговора. В-третьих, следует признать, что после вступления приговора в силу перед органами, приводящими приговор в исполнение, встает вопрос о выборе осужденному места и условий лишения свободы. Следует согласиться с мнением о том, что в настоящее время "администрация мест лишения свободы почти не имеет иных сведений об осужденном, кроме приговора. Если бы она располагала другими данными о личности заключенного, то при решении вопроса о режиме не допускались бы ошибки, причиняющие огромный вред перевоспитанию и исправлению преступников".

Невнимательный подход к изучению личности обвиняемого, подсудимого на практике приводит к самым разнообразным негативным ситуациям. Допускаются неточности в установлении фактической фамилии, места жительства подсудимого. Некоторым из них условное наказание назначается без выяснения обстоятельств ранней судимости. Имеют место факты осуждения другого человека. Некоторым осужденным женщинам представляются отсрочки отбывания наказания на основании ухода за ребенком, в то время как они ранее были лишены родительских прав. Допускаются и другие нарушения закона.

Следует отметить, что положительно характеризующий подсудимого материал предоставляется стороной защиты в каждом случае судебного разбирательства, но ни в одном изученном деле не было выявлено факта допроса в суде лица, давшего подсудимому характеристику; а также когда бы суд истребовал дополнительные документы, подтверждающие приведенные в характеристики сведения (например, личное дело подсудимого, аттестат обучающегося). Такая практика, когда суд слепо доверяет представленным сторонами документам, характеризующим личность подсудимого, представляется незаконной, поскольку она не позволяет объективно выявлять обстоятельства совершенного преступления, а значит, вынести действительно справедливый приговор.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Мордовия от 28 августа 2002 г. отменен приговор Ромодановского районного суда в отношении Б. по следующим основаниям. В соответствии с п. 4 ст. 304 УПК РФ во вводной части приговора должны указываться фамилия, имя и отчество подсудимого, дата и место его рождения, место жительства, место работы, род занятий, образование, семейное положение и иные данные о личности подсудимого, имеющие значение для уголовного дела. Данные требования уголовно-процессуального закона судом первой инстанции выполнены не были, так как в приговоре указаны фамилия, имя и отчество подсудимого, но не указаны другие данные о его личности, предусмотренные п. 4 ст. 304 УПК РФ. Это было расценено как нарушение уголовно-процессуального закона, повлекшее отмену приговора.

Еще в Постановлении Пленума Верховного Суда РСФСР от 17 сентября 1975 г. "О соблюдении судами Российской Федерации процессуального законодательства при судебном разбирательстве уголовных дел" (в редакции Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 декабря 1993 г.) было сказано следующее: "Выяснение председательствующим в подготовительной части судебного заседания предусмотренного ст. 271 УПК РСФСР (ст. 265 УПК РФ. - Авт.) перечня сведений при установлении личности подсудимого не освобождает суд от обязанности в силу требований ст. 68 УПК РСФСР (ст. 73 УПК РФ. - Авт.) в ходе судебного следствия тщательно выявлять обстоятельства, характеризующие личность подсудимого и имеющие значение для решения вопроса о мере наказания, но и при определении вида режима содержания, решения вопроса о гражданском иске и т.п. Полагаем, что в связи с этим следует признать, что всестороннее и объективное исследование личности подсудимого дает в известной мере возможность установить причины преступления, сделать важный для суда вывод о том, является ли преступление логическим продолжением всего предшествующего поведения подсудимого, т.е. служит решающим фактором в выявлении мотивов преступления.

Изучение психологического облика человека, включает в себя три основных вопроса: 1) чего хочет человек, к чему он стремится; 2) что он может (этот вопрос о дарованиях, способностях человека); 3) что он есть (этот вопрос о стержневых особенностях и характере человека). С учетом данной характеристики следует установить перечень вопросов, подлежащих обязательному выявлению при изучении личности подсудимого, а именно:

1) установочные данные подсудимого: фамилия, имя, отчество, год, месяц, день и место рождения; данные удостоверяющего личность документа (серия и номер паспорта, когда и кем он был выдан); национальность; владение языком, на котором ведется уголовное судопроизводство; место регистрации и проживания подсудимого;

2) данные об образовании подсудимого, характере и роде занятий, месте работы и занимаемой должности, отношении к воинской обязанности (где состоит на воинском учете), о наличии государственных наград, почетных званий, ранений;

3) данные о семейном положении подсудимого и наличии лиц, находящихся на его иждивении;

4) данные о состоянии здоровья, о трудоспособности подсудимого, сведения об инвалидности;

5) данные о жизни и деятельности подсудимого в прошлом, об условиях его жизни в момент совершения преступления, т.е. события его биографии (к примеру, участвовал в предотвращении последствий аварии в Чернобыле, землетрясения в Армении; в боевых действиях, в том числе в контртеррористических операциях, что может в последующем рассматриваться как основание для проявления к нему снисхождения при назначении наказания);

6) наличие (отсутствие) судимости; срок отбывания наказания в местах лишения свободы; дата освобождения (когда и каким судом был осужден, по какой статье УК РФ, вид и размер наказания, основание и дата освобождения);

7) данные о личных качествах и чертах характера, т.е. факты, характеризующие его как члена общества (по месту жительства, работы, увлечениям и др.);

8) наличие родственных отношений с кем-либо из участников уголовного судопроизводства, имеющих самостоятельный интерес в уголовном деле.

Отсутствие указанных данных в связи с соответствующей недоработкой как органов предварительного расследования, так и суда влечет назначение осужденному по сути несправедливого наказания. В этой связи Верховный Суд РФ справедливо отмечал, что "суды не всегда принимают во внимание конкретные обстоятельства и обстановку, в условиях которой было совершенно преступление, формально подходят к оценке данных о личности виновного...".

М. Устимов
А. Васяев