Отказ в предоставлении земельного участка для строительства

Любовь
,
Альметьевск, Татарстан
11.03.2016

здравствуйте, получила отказ в предоставлении земельного участка под ижс в связи отсутствия проекта планировки. Правы ли работники Палаты земельных и имущественных отношений. Сегодня ходила на встречу с и.о.начальника палаты, состоялась беседа , где о.и. сказала , что есть градостроительный кодекс РФ который пересекается с земельным законом и там якобы прописано , что требуется такой проект. Я частное лицо не представитель организации, предварительное согласование на участок с местной администрацией есть есть почтовый адрес и схема расположения участка (оплаченная) Подскажите, что делать? подавать в суд?

Ответил адвокат -
Королева С.О.

Здравствуйте Любовь!
Отвечая на ваш вопрос, приведу пример из судебной практике по делу со схожими обстоятельствами. Рекомендую вам обратиться на очную консультацию к местным адвокатам, которым известна практика рассмотрения подобных дел в вашем регионе. Изучив ваши документы, они смогут определить непосредственную перспективу судебного дела.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ИЗВЛЕЧЕНИЕ
от 12 мая 2015 г. по делу N 11-5229/2015

Истцы обратились в суд с иском к Администрации Миасского городского округа о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему земельного участка, предоставить земельный участок в аренду, заключить договор аренды земельного участка.
Суд вынес решение об удовлетворении исковых требований.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что 12.05.2012 г. И. и У. обратились в Администрацию Миасского городского округа с заявлением о предоставлении им в аренду земельного участка, расположенного **** в г. Миассе, ориентировочной площадью **** кв. м каждой, с приложением схемы расположения земельных участков (том 1 л.д. 8, 47).
05.12.2012 г. Б.Л. и Б.Н. обратились в Администрацию Миасского городского округа с заявлением о предоставлении им в аренду земельного участка, расположенного **** в г. Миассе, ориентировочной площадью **** кв. м каждой, с приложением схемы расположения земельных участков (том 1 л.д. 77, 107).
В газете "Миасский рабочий" от 19.05.2012 г. и от 10.01.2013 г. Администрацией Миасского городского округа были опубликованы извещения о предоставлении испрашиваемых истцами земельных участков в аренду (том 1 л.д. 10 - 11, 79 - 80).
Администрацией Миасского городского округа были подготовлены проекты постановлений о предоставлении И., У., Б.Л., Б.Н. испрашиваемых земельных участков в аренду (том 1 л.д. 12, 51, 81, 41), подпись в проектах постановлений, как следует из исковых заявлений, была перечеркнута и.о.администрации Миасского городского округа.
04.06.2014 г. истцы повторно обратились в Администрацию Миасского городского округа с заявлениями об утверждении схемы расположения испрашиваемых земельных участков и предоставлении указанных земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства (т. 1, л.д. 13, 82, 112,200).
Письмом от 05.08.2014 г. N 5036/1.1, направленным Б.Н., письмом от 31.07.2014 г. N 4926/1.1, направленным И., письмом от 05.08.2014 г. N 5033/1.1, направленным Б.Л., письмом от 05.08.2014 г. N 5037/1.1, направленным У., глава администрации Миасского городского округа сообщил, что утверждение схемы расположения земельных участков в г. Миассе, **** возможно после разработки и утверждения документации по планировке территории (том 1 л.д. 151, 168, 184, 201).
Удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией Миасского городского округа был избран способ предоставления спорных земельных участков путем публикации сообщения о предоставлении участков в аренду, при отсутствии иных претендентов на основании положений п. 1 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, п. 4 ст. 30 Земельного Кодекса РФ, пп. 6 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на орган местного самоуправления возложена обязанность по формированию и предоставлению земельного участка, куда входит обязанность по утверждению Схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории; в соответствии со схемой расположения земельных участков, подготовленной ООО "****", спорные земельные участки находятся в зоне В1 - усадебной и коттеджной застройки, соответственно, ответчик обязан был принять решение об утверждении схемы расположения участков и предоставлении спорных земельных участков в аренду истцам.
Судебная коллегия полагает данный вывод основанным на неправильном применении судом первой инстанции норм материального права.
В силу положений статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации (действовавшей на дату отказа администрации Миасского городского округа в утверждении схемы предоставления земельного участка), предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно пункта 1 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, регулирующего особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5.1 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 2 этой статьи продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Пунктом 3 этой статьи установлено, что предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.
В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка, либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".
В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.
В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.
Пункт 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ указывает на порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, который включает в себя, в частности, проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение (технологическое присоединение)); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Исходя из анализа положений данной нормы права, принятие решения о предоставлении земельного участка тем или иным способом является исключительной прерогативой органа местного самоуправления.
Решением Совета депутатов Миасского городского округа Челябинской области N 12 от 26 ноября 2010 года утверждено Положение о порядке предоставления земельных участков для строительства на территории Миасского городского округа.
Пунктом 35 данного Положения установлено, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются в случаях, когда имеется разработанная и утвержденная документация по планировке территории.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; принятие решений о развитии застроенных территорий.
В силу пунктов 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
По смыслу пп. 1, 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ уполномоченные органы должны осуществлять предоставление земельных участков с учетом требований градостроительных условий использования, в частности - с учетом границ территориальных зон, которые в свою очередь должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Исходя из приведенных выше норм права, администрация Миасского городского округа на законных основаниях отказала в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду для индивидуального жилищного строительства в связи с отсутствием проекта планировки территории.
Судебная коллегия принимает во внимание, что из публикаций о предоставлении земельных участков в аренду в газете "Миасский рабочий" от 19.05.2012 г. и от 10.01.2013 г. невозможно установить, в отношении каких земельных участков была осуществлена публикация, адресный ориентир в публикации - "г. Миасс, южнее ул. Звездной" не позволяет идентифицировать месторасположение спорных земельных участков.
Публикация сведений о предоставлении земельного участка признана обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу. Публичное информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан.
Поскольку из имеющихся в материалах дела публикаций невозможно установить месторасположение земельных участков, судебная коллегия приходит к выводу о том, что орган местного самоуправления, получивший заявление лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка в аренду, не обеспечил информирование населения о возможном и предстоящем предоставлении земельных участков. Соответственно, истцы не вправе ссылаться на данные публикации как на соблюдение процедуры предоставления в аренду земельных участков, без проведения аукциона.
При этом судебная коллегия отмечает, что право выбора земельного участка принадлежит не заявителю, а органу местного самоуправления.
Предоставление земельного участка в аренду в порядке ст. 30.1 Земельного Кодекса РФ, пункта 35 Положения о порядке предоставления земельных участков для строительства на территории Миасского городского округа осуществляется из числа тех земельных участков, которые сформированы для этих целей.
Судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что предоставление истцам земельных участков для индивидуального жилищного строительства на праве аренды без предварительного формирования данных земельных участков и при отсутствии проекта планировки территории может нарушить права неопределенного круга лиц.
В данном случае спорные земельные участки органом местного самоуправления в порядке ст. 30.1 Земельного кодекса РФ не сформированы, границы земельных участков не установлены. Предоставление земельного участка, который не сформирован и не поставлен на кадастровый учет, в аренду для индивидуального жилищного строительства является правом органа местного самоуправления, который принимает решения по распоряжению конкретными земельными участками, находящимися в муниципальной собственности или в его ведении. По указанным причинам доводы искового заявления о наличии у администрации Миасского городского округа обязанности утвердить схему и предоставить в аренду спорные земельные участки являются несостоятельными.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований И., У., Б.Л., Б.Н. к Администрации Миасского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы и предоставлении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему земельного участка, предоставить земельный участок в аренду, заключить договор аренды земельного участка отказать.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Миасского городского суда Челябинской области от 17 февраля 2015 года отменить.
Вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований И., У., Б.Л., Б.Н. к Администрации Миасского городского округа о признании незаконным отказа в утверждении схемы и предоставлении земельного участка, возложении обязанности утвердить схему земельного участка, предоставить земельный участок в аренду, заключить договор аренды земельного участка отказать.