Ответственность работодателя за неправильное ведение трудовой книжки

Марина
,
Москва
25.01.2024

Какая предусмотрена ответственность за несоблюдение порядка ведения трудовых книжек? И куда я могу обратиться если у меня есть претензия к работодателю по поводу безграмотной небрежной записи в моей трудовой книжке?

Ответил адвокат -
Королева С.О.

Здравствуйте Марина!
Правила ведения и хранения трудовых книжек предусматривают ответственность за нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек. Согласно пункту 45 Правил ведения и хранения трудовых книжек ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя. Приказом работодателя назначается уполномоченное лицо, которое несет ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек. За нарушение установленного порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную статьей 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, согласно ст. 5.27 КоАП РФ за это можно получить административный штраф:
- для должностных лиц и работодателей - индивидуальных предпринимателей он составит от 1 000 до 5 000 руб.;
- для юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб.
Если правила обращения с книжками будут нарушены вновь, то должностные лица могут быть оштрафованы на 10 000 - 20 000 руб. или дисквалифицированы на срок от года до трех. Организация может получить штраф в размере от 50 000 до 70 000 руб.
Но это еще не все.
Согласно ст. 234 ТК РФ и п. 35 Правил ведения и хранения трудовых книжек работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате задержки работодателем выдачи работнику трудовой книжки, внесения в нее неправильной или не соответствующей законодательству формулировки причины увольнения.
Помимо нарушения Правил ведения и хранения трудовых книжек работники, ответственные за кадровое делопроизводство, в частности за внесение записей в трудовые книжки, могут сделать ошибку как в сведениях, указываемых на первой странице книжки, так и в сведениях о работе. Их, конечно же, придется исправлять.
Порядок внесения исправлений в трудовую книжку установлен:
- разд. III Правил ведения и хранения трудовых книжек;
- п. 1.2, 2.3 и 2.4 Инструкции по заполнению трудовых книжек.
Согласно п. 27 Правил ведения и хранения трудовых книжек в случае выявления неправильной или неточной записи в трудовой книжке исправления могут быть осуществлены двумя способами.
Изменение записей производится путем признания их недействительными и внесения правильных записей. При этом в разделах трудовой книжки, содержащих сведения о работе или награждении, зачеркивание неточных или неправильных записей не допускается.
Порядок исправления записей в разделе "Сведения о работе" следующий:
- в графе 1 указать порядковый номер вносимой записи;
- в графе 2 указать дату внесения записи;
- в графе 3 делается запись "Запись за номером таким-то недействительна". После этого производится правильная запись;
- в графе 4 повторяются дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, запись из которого неправильно внесена в трудовую книжку, либо указываются дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, на основании которого вносится правильная запись.
Таким образом, вы вправе обратиться к работодателю с просьбой исправить неправильную запись в трудовой книжке. А с целью привлечения работодателя к административной ответственности, обратитесь в Инспекцию по труду.