Законы

ЗАКОНЫ

   
12 августа 1995 года                                      N 144-ФЗ
------------------------------------------------------------------
   
                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
   
                        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
   
              ОБ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
                                                            Принят
                                             Государственной Думой
                                                  5 июля 1995 года
   
       (в ред. Федеральных законов от 18.07.1997 N 101-ФЗ,
           от 21.07.1998 N 117-ФЗ, от 05.01.1999 N 6-ФЗ,
           от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 20.03.2001 N 26-ФЗ,
           от 10.01.2003 N 15-ФЗ,  от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
   
    Настоящий     Федеральный    закон    определяет    содержание
оперативно-розыскной  деятельности,  осуществляемой  на территории
Российской Федерации, и закрепляет систему гарантий законности при
проведении оперативно-розыскных мероприятий.
   
                     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   
    Статья 1. Оперативно-розыскная деятельность
   
    Оперативно-розыскная    деятельность    -  вид   деятельности,
осуществляемой   гласно  и негласно  оперативными  подразделениями
государственных   органов,    уполномоченных   на   то   настоящим
Федеральным    законом    (далее    -   органы,     осуществляющие
оперативно-розыскную  деятельность),   в  пределах  их  полномочий
посредством  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий в целях
защиты  жизни,  здоровья,  прав  и свобод  человека  и гражданина,
собственности,  обеспечения безопасности общества и государства от
преступных посягательств.
   
    Статья 2. Задачи оперативно-розыскной деятельности
   
    Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
    выявление, предупреждение,      пресечение     и     раскрытие
преступлений,  а  также   выявление   и   установление   лиц,   их
подготавливающих, совершающих или совершивших;
    осуществление розыска лиц,  скрывающихся от органов  дознания,
следствия  и суда,  уклоняющихся от уголовного наказания,  а также
розыска без вести пропавших;
    добывание информации   о  событиях  или  действиях,  создающих
угрозу государственной,  военной,  экономической или экологической
безопасности Российской Федерации.
   
    Статья 3. Принципы оперативно-розыскной деятельности
   
    Оперативно-розыскная      деятельность     основывается     на
конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и
свобод  человека  и гражданина,  а также на принципах конспирации,
сочетания гласных и негласных методов и средств.
   
    Статья 4. Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
   
    Правовую основу оперативно-розыскной   деятельности составляют
Конституция Российской  Федерации,  настоящий  Федеральный  закон,
другие  федеральные  законы  и принятые в соответствии с ними иные
нормативные  правовые  акты  федеральных  органов  государственной
власти.
    Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную  деятельность,
издают    в   пределах    своих   полномочий   в  соответствии   с
законодательством    Российской    Федерации   нормативные   акты,
регламентирующие      организацию      и    тактику     проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
   
    Статья 5.  Соблюдение прав и свобод человека и гражданина  при
осуществлении оперативно-розыскной деятельности
   
    Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность,   при  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий
должны  обеспечивать  соблюдение  прав  человека  и гражданина  на
неприкосновенность   частной   жизни,   личную  и семейную  тайну,
неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции.
(часть первая введена Федеральным законом от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
    Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности
для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим
Федеральным законом.
    Лицо, полагающее,   что   действия   органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,  привели к нарушению его прав и
свобод,   вправе  обжаловать  эти  действия  в вышестоящий  орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,  прокурору или в
суд.
    Лицо,   виновность   которого   в совершении  преступления  не
доказана  в установленном  законом  порядке,  то  есть в отношении
которого  в возбуждении  уголовного  дела  отказано либо уголовное
дело  прекращено  в связи с отсутствием события преступления или в
связи  с отсутствием  в деянии  состава  преступления,  и  которое
располагает      фактами     проведения     в    отношении     его
оперативно-розыскных  мероприятий  и полагает,  что  при этом были
нарушены его права,  вправе истребовать от органа, осуществляющего
оперативно-розыскную  деятельность,  сведения  о полученной  о нем
информации  в пределах,  допускаемых  требованиями  конспирации  и
исключающих  возможность  разглашения  государственной  тайны.   В
случае,  если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений
или  если  указанное  лицо  полагает,  что  сведения получены не в
полном  объеме,  оно  вправе обжаловать это в судебном порядке.  В
процессе   рассмотрения   дела   в  суде   обязанность  доказывать
обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений,  в том
числе  в полном  объеме,  возлагается  на  соответствующий  орган,
осуществляющий оперативно-розыскную деятельность.
    В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела
орган,  осуществляющий  оперативно-розыскную деятельность,  обязан
предоставить   судье   по   его   требованию  оперативно-служебные
документы,  содержащие  информацию  о сведениях,  в предоставлении
которых было отказано заявителю,  за исключением сведений о лицах,
внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках    органов,     осуществляющих    оперативно-розыскную
деятельность,   и   о  лицах,   оказывающих   им   содействие   на
конфиденциальной основе.
    В случае    признания    необоснованным    решения     органа,
осуществляющего  оперативно-розыскную   деятельность,  об отказе в
предоставлении необходимых сведений заявителю судья может  обязать
указанный  орган предоставить заявителю сведения,  предусмотренные
частью третьей настоящей статьи.
    Полученные   в  результате   проведения   оперативно-розыскных
мероприятий  материалы  в отношении  лиц,   виновность  которых  в
совершении   преступления   не  доказана  в установленном  законом
порядке,  хранятся один год,  а затем уничтожаются, если служебные
интересы  или  правосудие  не  требуют иного.  Фонограммы и другие
материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных
переговоров лиц,  в отношении которых не было возбуждено уголовное
дело,  уничтожаются  в течение шести месяцев с момента прекращения
прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три
месяца  до  дня  уничтожения  материалов,   отражающих  результаты
оперативно-розыскных   мероприятий,   проведенных   на   основании
судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.
(в ред. Федерального закона от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
    Органам       (должностным       лицам),        осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, запрещается:
    проводить    оперативно-розыскные   мероприятия   в  интересах
какой-либо   политической  партии,   общественного  и религиозного
объединения;
    принимать негласное  участие  в  работе  федеральных   органов
государственной  власти,  органов государственной власти субъектов
Российской Федерации и органов местного самоуправления,  а также в
деятельности   зарегистрированных   в   установленном   порядке  и
незапрещенных  политических  партий,  общественных  и  религиозных
объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности;
    разглашать сведения,  которые  затрагивают  неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан
и     которые    стали    известными    в   процессе    проведения
оперативно-розыскных   мероприятий,   без  согласия  граждан,   за
исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
    При нарушении   органом  (должностным  лицом),  осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,  прав  и  законных  интересов
физических  и  юридических  лиц  вышестоящий орган,  прокурор либо
судья в  соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации
обязаны  принять  меры  по  восстановлению  этих  прав  и законных
интересов, возмещению причиненного вреда.
    Нарушения настоящего  Федерального  закона  при  осуществлении
оперативно-розыскной    деятельности    влекут    ответственность,
предусмотренную законодательством Российской Федерации.
   
      Глава II. ПРОВЕДЕНИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
   
    Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия
   
    При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся
следующие оперативно-розыскные мероприятия:
------------------------------------------------------------------
    Об  отказе  в принятии  к рассмотрению  жалобы  о признании не
соответствующим  Конституции РФ пункта 1 части первой статьи 6 см.
определение Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 N 211-О.
------------------------------------------------------------------
    1. Опрос.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
    2. Наведение справок.
    3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
    4. Проверочная закупка.
    5. Исследование предметов и документов.
    6. Наблюдение.
    7. Отождествление личности.
    8. Обследование  помещений,   зданий,   сооружений,   участков
местности и транспортных средств.
    9. Контроль   почтовых   отправлений,   телеграфных   и   иных
сообщений.
    10. Прослушивание телефонных переговоров.
    11. Снятие информации с технических каналов связи.
    12. Оперативное внедрение.
    13. Контролируемая поставка.
    14. Оперативный эксперимент.
    Приведенный  перечень  оперативно-розыскных  мероприятий может
быть изменен или дополнен только федеральным законом.
    В    ходе    проведения    оперативно-розыскных    мероприятий
используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и
фотосъемка,   а  также  другие  технические  и иные  средства,  не
наносящие  ущерба  жизни  и здоровью  людей и не причиняющие вреда
окружающей среде.
    Оперативно-розыскные   мероприятия,   связанные   с  контролем
почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушиванием
телефонных  переговоров  с подключением  к станционной  аппаратуре
предприятий,   учреждений   и  организаций   независимо   от  форм
собственности,   физических  и юридических  лиц,   предоставляющих
услуги  и средства  связи,  со  снятием  информации  с технических
каналов связи,  проводятся с использованием оперативно-технических
сил  и средств  органов  федеральной службы безопасности,  органов
внутренних  дел  и органов  по  контролю за оборотом наркотических
средств    и  психотропных   веществ   в  порядке,    определяемом
межведомственными   нормативными  актами  или  соглашениями  между
органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ,  от 30.06.2003
N 86-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
    Должностные лица органов,  осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность,  решают  ее  задачи  посредством  личного  участия в
организации    и  проведении   оперативно-розыскных   мероприятий,
используя   помощь  должностных  лиц  и специалистов,   обладающих
научными,  техническими  и иными  специальными  знаниями,  а также
отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
    Запрещается   проведение  оперативно-розыскных  мероприятий  и
использование    специальных    и   иных    технических   средств,
предназначенных          (разработанных,          приспособленных,
запрограммированных)  для  негласного  получения  информации,   не
уполномоченными  на то настоящим Федеральным законом физическими и
юридическими лицами.
    Ввоз  в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных
технических  средств,  предназначенных  для  негласного  получения
информации,      не      уполномоченными      на     осуществление
оперативно-розыскной   деятельности   физическими   и юридическими
лицами   подлежат   лицензированию   в  порядке,   устанавливаемом
Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
------------------------------------------------------------------
    КонсультантПлюс: примечание.
    Постановлением   Правительства  РФ   от   31.10.1996   N  1299
утверждено Положение о порядке лицензирования экспорта  и  импорта
товаров (работ,  услуг) в РФ.  Особенности лицензирования экспорта
(импорта) специальных  технических  средств,  предназначенных  для
негласного получения информации,  в отношении юридических лиц,  не
уполномоченных    на         осуществление    оперативно-розыскной
деятельности,   установлены  Постановлением  Правительства  РФ  от
10.03.2000 N 214.
------------------------------------------------------------------
    Перечень видов      специальных      технических      средств,
предназначенных для негласного  получения  информации  в  процессе
осуществления оперативно-розыскной   деятельности, устанавливается
Правительством Российской Федерации.
    Разработка,  производство,  реализация  и приобретение в целях
продажи  специальных  технических  средств,   предназначенных  для
негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями
и   юридическими   лицами,   осуществляющими   предпринимательскую
деятельность,    подлежат    лицензированию    в  соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
(часть девятая введена Федеральным законом от 10.01.2003 N 15-ФЗ)
   
    Статья   7.   Основания  для  проведения  оперативно-розыскных
мероприятий
   
    Основаниями для  проведения оперативно-розыскных   мероприятий
являются:
    1. Наличие возбужденного уголовного дела.
    2.      Ставшие     известными     органам,     осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность, сведения о:
    1) признаках подготавливаемого,  совершаемого или совершенного
противоправного  деяния,  а  также о лицах,  его подготавливающих,
совершающих или  совершивших,  если  нет  достаточных  данных  для
решения вопроса о возбуждении уголовного дела;
    2) событиях или действиях,  создающих угрозу  государственной,
военной,  экономической  или экологической безопасности Российской
Федерации;
    3) лицах,  скрывающихся от органов дознания,  следствия и суда
или уклоняющихся от уголовного наказания;
    4) лицах,  без вести пропавших,  и об обнаружении неопознанных
трупов.
------------------------------------------------------------------
    Об  отказе  в принятии  к рассмотрению  жалобы  о признании не
соответствующим  Конституции РФ пункта 3 части первой статьи 7 см.
определение Конституционного Суда РФ от 01.12.1999 N 211-О.
------------------------------------------------------------------
    3. Поручения следователя,  органа дознания, указания прокурора
или  определения  суда  по  уголовным  делам,  находящимся  в   их
производстве.
    4. Запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность, по основаниям, указанным в настоящей статье.
    5. Постановление  о  применении  мер  безопасности в отношении
защищаемых   лиц,    осуществляемых    уполномоченными    на    то
государственными     органами     в    порядке,    предусмотренном
законодательством Российской Федерации.
    6. Запросы   международных  правоохранительных  организаций  и
правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с
международными договорами Российской Федерации.
    Органы,  осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность,  в
пределах   своих   полномочий   вправе   также   собирать  данные,
необходимые для принятия решений:
    1. О допуске к сведениям, составляющим государственную тайну.
    2. О  допуске  к работам,  связанным с эксплуатацией объектов,
представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей,  а
также для окружающей среды.
    3. О допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или
о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления.
    4. Об   установлении  или  о  поддержании  с  лицом  отношений
сотрудничества  при  подготовке  и проведении оперативно-розыскных
мероприятий.
    5.   По   обеспечению  безопасности  органов,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
    6. О выдаче  разрешений  на  частную  детективную  и  охранную
деятельность.
   
    Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий
   
    Гражданство, национальность,    пол,     место     жительства,
имущественное,  должностное и социальное положение, принадлежность
к общественным объединениям,  отношение к религии  и  политические
убеждения  отдельных лиц не являются препятствием для проведения в
отношении   их   оперативно-розыскных  мероприятий  на  территории
Российской  Федерации,  если  иное  не  предусмотрено  федеральным
законом.
------------------------------------------------------------------
    Об  отказе  в принятии  к рассмотрению  жалобы  о признании не
соответствующим Конституции РФ положений части второй статьи 8 см.
определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2000 N 290-О.
------------------------------------------------------------------
    Проведение    оперативно-розыскных    мероприятий,     которые
ограничивают  конституционные права человека и гражданина на тайну
переписки,  телефонных переговоров,  почтовых,  телеграфных и иных
сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а
также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании
судебного решения и при наличии информации:
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
    1. О    признаках    подготавливаемого,    совершаемого    или
совершенного  противоправного  деяния,  по  которому  производство
предварительного следствия обязательно.
    2. О  лицах,  подготавливающих,  совершающих  или  совершивших
противоправное  деяние,  по которому производство предварительного
следствия обязательно.
    3. О событиях или действиях, создающих угрозу государственной,
военной,  экономической или экологической безопасности  Российской
Федерации.
    В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к
совершению  тяжкого  преступления,  а  также  при наличии данных о
событиях и действиях,  создающих угрозу государственной,  военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации,
на основании мотивированного постановления одного из руководителей
органа,    осуществляющего    оперативно-розыскную   деятельность,
допускается     проведение    оперативно-розыскных    мероприятий,
предусмотренных  частью  второй  настоящей статьи,  с обязательным
уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с
момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган,
его осуществляющий,  обязан получить судебное решение о проведении
такого   оперативно-розыскного  мероприятия  либо  прекратить  его
проведение.
    Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только
в отношении лиц,  подозреваемых или обвиняемых в совершении тяжких
или  особо  тяжких  преступлений,  а  также  лиц,  которые   могут
располагать  сведениями  об  указанных преступлениях.  Фонограммы,
полученные  в   результате   прослушивания   телефонных   и   иных
переговоров,  хранятся в опечатанном виде в условиях,  исключающих
возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.
(часть  четвертая  введена  Федеральным  законом   от   20.03.2001
N 26-ФЗ)
    В случае  возбуждения  уголовного  дела  в   отношении   лица,
телефонные   и   иные   переговоры   которого   прослушиваются   в
соответствии  с  настоящим  Федеральным  законом,   фонограмма   и
бумажный  носитель  записи  переговоров передаются следователю для
приобщения   к   уголовному   делу   в    качестве    вещественных
доказательств.  Дальнейший  порядок  их использования определяется
уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
(часть пятая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ)
    В случае возникновения угрозы жизни,  здоровью,  собственности
отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме
разрешается  прослушивание переговоров,  ведущихся с их телефонов,
на основании постановления,  утвержденного  руководителем  органа,
осуществляющего оперативно-розыскную деятельность,  с обязательным
уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.
    Проверочная закупка  или  контролируемая  поставка  предметов,
веществ  и продукции,  свободная реализация которых запрещена либо
оборот которых ограничен,  а  также  оперативный  эксперимент  или
оперативное  внедрение  должностных  лиц  органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  а  равно лиц,  оказывающих им
содействие,  проводятся на основании постановления,  утвержденного
руководителем    органа,    осуществляющего   оперативно-розыскную
деятельность.
    Проведение оперативного  эксперимента  допускается  только   в
целях  выявления,  предупреждения,  пресечения и раскрытия тяжкого
преступления,  а также в целях выявления и  установления  лиц,  их
подготавливающих, совершающих или совершивших.
    При    проведении    оперативно-розыскных    мероприятий    по
основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4 и 6 части второй статьи
7  настоящего  Федерального  закона,   запрещается   осуществление
действий,  указанных  в  пунктах  8  -  11  части  первой статьи 6
настоящего Федерального закона.
    Оперативно-розыскные мероприятия,  обеспечивающие безопасность
органов,    осуществляющих    оперативно-розыскную   деятельность,
проводятся   в  соответствии  с настоящим  Федеральным  законом  и
исключительно    в   пределах    полномочий   указанных   органов,
установленных  соответствующими законодательными актами Российской
Федерации.  По основаниям,  предусмотренным пунктом 5 части второй
статьи 7 настоящего Федерального закона,  разрешается осуществлять
действия,  указанные в пунктах 8 - 11 части первой статьи  6,  без
судебного  решения  при  наличии  согласия гражданина в письменной
форме.
   
    Статья 9.   Основания   и   порядок   судебного   рассмотрения
материалов   об   ограничении  конституционных  прав  граждан  при
проведении оперативно-розыскных мероприятий
   
    Рассмотрение материалов об  ограничении  конституционных  прав
граждан  на  тайну  переписки,  телефонных переговоров,  почтовых,
телеграфных и иных сообщений,  передаваемых по сетям электрической
и  почтовой  связи,  на  неприкосновенность  жилища при проведении
оперативно-розыскных   мероприятий   осуществляется   судом,   как
правило,  по  месту  проведения  таких  мероприятий  или  по месту
нахождения  органа,  ходатайствующего об их проведении.  Указанные
материалы рассматриваются уполномоченным на то судьей единолично и
незамедлительно.  Судья  не  вправе  отказать в рассмотрении таких
материалов в случае их представления.
    Основанием    для   решения   судьей   вопроса   о  проведении
оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные
права граждан, указанные в части первой настоящей статьи, является
мотивированное   постановление  одного  из  руководителей  органа,
осуществляющего   оперативно-розыскную   деятельность.    Перечень
категорий   таких   руководителей  устанавливается  ведомственными
нормативными актами.
    По требованию   судьи  ему  могут  представляться  также  иные
материалы,      касающиеся      оснований      для      проведения
оперативно-розыскного мероприятия,  за исключением данных о лицах,
внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных
сотрудниках    органов,     осуществляющих    оперативно-розыскную
деятельность,   и   о  лицах,   оказывающих   им   содействие   на
конфиденциальной  основе,  об  организации  и о тактике проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
    По результатам   рассмотрения   указанных   материалов   судья
разрешает   проведение    соответствующего   оперативно-розыскного
мероприятия,  которое  ограничивает конституционные права граждан,
указанные в части первой настоящей статьи,  либо отказывает в  его
проведении,    о   чем   выносит   мотивированное   постановление.
Постановление,  заверенное печатью, выдается инициатору проведения
оперативно-розыскного   мероприятия   одновременно  с возвращением
представленных им материалов.
    Срок действия  вынесенного  судьей постановления исчисляется в
сутках со дня его вынесения и не может  превышать  шести  месяцев,
если иное не указано в самом постановлении. При этом течение срока
не  прерывается.  При  необходимости  продления   срока   действия
постановления  судья  выносит  судебное решение на основании вновь
представленных материалов.
    В     случае,     если     судья     отказал    в   проведении
оперативно-розыскного     мероприятия,     которое    ограничивает
конституционные права граждан,  указанные в части первой настоящей
статьи,  орган,  осуществляющий оперативно-розыскную деятельность,
вправе обратиться по этому же вопросу в вышестоящий суд.
    Руководители судебных органов создают условия,  обеспечивающие
защиту   сведений,   которые   содержатся  в представляемых  судье
оперативно-служебных документах.
   
    Статья 10.  Информационное  обеспечение   и   документирование
оперативно-розыскной деятельности
   
    Органы,  осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, для
решения  задач,  возложенных на них настоящим Федеральным законом,
могут  создавать  и использовать  информационные системы,  а также
заводить дела оперативного учета.
    Дела оперативного   учета  заводятся  при  наличии  оснований,
предусмотренных пунктами 1 - 6 части первой  статьи  7  настоящего
Федерального закона,  в целях собирания и систематизации сведений,
проверки и оценки результатов оперативно-розыскной деятельности, а
также  принятия  на  их  основе  соответствующих решений органами,
осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
    Факт заведения  дела оперативного учета не является основанием
для ограничения конституционных прав и свобод,  а  также  законных
интересов человека и гражданина.
    Дело оперативного  учета  прекращается   в   случаях   решения
конкретных      задач      оперативно-розыскной      деятельности,
предусмотренных статьей 2 настоящего Федерального закона,  а также
установления   обстоятельств,   свидетельствующих  об  объективной
невозможности решения этих задач.
    Перечень дел   оперативного   учета   и   порядок  их  ведения
определяются   нормативными   актами    органов,    осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
   
    Статья 11.  Использование   результатов   оперативно-розыскной
деятельности
   
    Результаты   оперативно-розыскной   деятельности   могут  быть
использованы   для   подготовки   и осуществления  следственных  и
судебных действий,  проведения оперативно-розыскных мероприятий по
выявлению,  предупреждению,  пресечению  и раскрытию преступлений,
выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или
совершивших,  а  также  для  розыска  лиц,  скрывшихся  от органов
дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и
без вести пропавших.
    Результаты  оперативно-розыскной  деятельности  могут  служить
поводом    и   основанием   для   возбуждения   уголовного   дела,
представляться   в орган  дознания,   следователю  или  в суд,   в
производстве   которого   находится   уголовное   дело,   а  также
использоваться  в доказывании  по уголовным делам в соответствии с
положениями  уголовно-процессуального  законодательства Российской
Федерации,   регламентирующими   собирание,   проверку   и  оценку
доказательств.
    Представление  результатов  оперативно-розыскной  деятельности
органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании
постановления      руководителя      органа,       осуществляющего
оперативно-розыскную  деятельность,   в  порядке,  предусмотренном
ведомственными нормативными актами.
    Результаты   оперативно-розыскной  деятельности  в   отношении
лиц,  перечисленных в пунктах 1 - 4 и  6  части  второй  статьи  7
настоящего Федерального закона, учитываются при решении вопроса об
их допуске к указанным видам деятельности.
   
    Статья 12.  Защита   сведений   об   органах,   осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
   
    Сведения об  используемых  или  использованных  при проведении
негласных   оперативно-розыскных  мероприятий  силах,   средствах,
источниках,  методах,  планах  и результатах  оперативно-розыскной
деятельности,  о  лицах,  внедренных  в организованные  преступные
группы,  о  штатных негласных сотрудниках органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,   и  о лицах,  оказывающих  им
содействие на конфиденциальной основе,  а также об организации и о
тактике  проведения  оперативно-розыскных  мероприятий  составляют
государственную   тайну   и  подлежат  рассекречиванию  только  на
основании   постановления  руководителя  органа,   осуществляющего
оперативно-розыскную деятельность.
    Предание гласности   сведений   о    лицах,    внедренных    в
организованные преступные группы,  о штатных негласных сотрудниках
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также
о   лицах,   оказывающих   или   оказывавших   им   содействие  на
конфиденциальной   основе,   допускается   лишь  с их  согласия  в
письменной   форме   и в  случаях,   предусмотренных  федеральными
законами.
    Судебное решение  на  право  проведения  оперативно-розыскного
мероприятия  и  материалы,  послужившие  основанием  для  принятия
такого   решения,   хранятся   только  в  органах,  осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
    Оперативно-служебные    документы,    отражающие    результаты
оперативно-розыскной  деятельности,  представляются  суду (судье),
прокурору,      осуществляющему      надзор     за     законностью
оперативно-розыскной деятельности,  следователю и органу дознания,
в  производстве которых находится уголовное дело,  другим органам,
осуществляющим  оперативно-розыскную  деятельность,  в  порядке  и
случаях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
   
                Глава III. ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ
                ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
   
    Статья   13.   Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную
деятельность
   
    На территории    Российской   Федерации   право   осуществлять
оперативно-розыскную   деятельность   предоставляется  оперативным
подразделениям:
    1. Органов внутренних дел Российской Федерации.
    2. Органов федеральной службы безопасности.
    3. Федеральных органов налоговой полиции.
    4. Федеральных органов государственной охраны.
(в ред. Федерального закона от 18.07.1997 N 101-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
    5. Органов пограничной службы Российской Федерации.
    6. Таможенных органов Российской Федерации.
    7. Службы внешней разведки Российской Федерации.
    8. Министерства юстиции Российской Федерации.
(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
    9.  Органов  по  контролю  за оборотом наркотических средств и
психотропных веществ.
(п. 9 введен Федеральным законом от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
    Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства
обороны   Российской   Федерации   проводит   оперативно-розыскные
мероприятия  только  в целях  обеспечения  безопасности указанного
органа   внешней   разведки  и в  случае,   если  проведение  этих
мероприятий не затрагивает полномочий органов, указанных в пунктах
1, 2, 4, 6 - 9 части первой настоящей статьи.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
    Перечень    органов,    осуществляющих    оперативно-розыскную
деятельность,  может  быть изменен или дополнен только федеральным
законом.   Руководители   указанных  органов  определяют  перечень
оперативных      подразделений,      правомочных      осуществлять
оперативно-розыскную  деятельность,  их  полномочия,  структуру  и
организацию работы.
    Органы, осуществляющие   оперативно-розыскную    деятельность,
решают   определенные   настоящим   Федеральным   законом   задачи
исключительно   в   пределах   своих   полномочий,   установленных
соответствующими законодательными актами Российской Федерации.
    Оперативные     подразделения     органов,      осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,  вправе  проводить совместно с
работниками  уголовно-исполнительной  системы Министерства юстиции
Российской    Федерации    оперативно-розыскные    мероприятия   в
следственных     изоляторах     уголовно-исполнительной    системы
Министерства юстиции Российской Федерации.
(часть пятая введена Федеральным законом от 21.07.1998 N 117-ФЗ)
   
    Статья     14.     Обязанности     органов,     осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность
   
    При решении  определенных  настоящим Федеральным законом задач
оперативно-розыскной   деятельности   органы,   уполномоченные  ее
осуществлять, обязаны:
    1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые  меры
по  защите  конституционных  прав  и свобод человека и гражданина,
собственности,  а также по  обеспечению  безопасности  общества  и
государства.
    2. Исполнять  в  пределах   своих   полномочий   поручения   в
письменной форме органа дознания,  следователя, указания прокурора
и решения суда о  проведении  оперативно-розыскных мероприятий  по
уголовным делам, принятым ими к производству.
    3. Выполнять  на   основе   и   в   порядке,   предусмотренных
международными    договорами    Российской    Федерации,   запросы
соответствующих  международных   правоохранительных   организаций,
правоохранительных   органов   и   специальных  служб  иностранных
государств.
    4.     Информировать     другие     органы,     осуществляющие
оперативно-розыскную   деятельность   на   территории   Российской
Федерации,   о   ставших   им   известными  фактах  противоправной
деятельности,  относящихся к компетенции этих органов, и оказывать
этим органам необходимую помощь.
    5. Соблюдать    правила    конспирации    при    осуществлении
оперативно-розыскной деятельности.
    6. Содействовать   обеспечению   в   порядке,    установленном
законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности
имущества своих сотрудников,  лиц, оказывающих содействие органам,
осуществляющим   оперативно-розыскную   деятельность,   участников
уголовного  судопроизводства,   а  также  членов  семей  и близких
указанных лиц от преступных посягательств.
   
    Статья 15.  Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность
   
    При  решении  задач оперативно-розыскной деятельности  органы,
уполномоченные ее осуществлять, имеют право:
    1. Проводить     гласно   и   негласно    оперативно-розыскные
мероприятия,  перечисленные  в  статье  6  настоящего Федерального
закона,  производить  при   их   проведении   изъятие   предметов,
материалов  и  сообщений,  а  также прерывать предоставление услуг
связи в  случае  возникновения  непосредственной  угрозы  жизни  и
здоровью   лица,   а   также   угрозы   государственной,  военной,
экономической или экологической безопасности Российской Федерации.
    2. Устанавливать   на  безвозмездной  либо  возмездной  основе
отношения сотрудничества с лицами,  изъявившими согласие оказывать
содействие  на  конфиденциальной  основе  органам,  осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность.
    3.   Использовать   в  ходе   проведения  оперативно-розыскных
мероприятий   по   договору   или   устному  соглашению  служебные
помещения,   имущество   предприятий,   учреждений,   организаций,
воинских частей,  а также жилые и нежилые помещения,  транспортные
средства и иное имущество частных лиц.
    4. Использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие
личность    должностных    лиц,    ведомственную    принадлежность
предприятий,  учреждений,  организаций, подразделений, помещений и
транспортных средств органов,  осуществляющих оперативно-розыскную
деятельность,  а также личность граждан, оказывающих им содействие
на конфиденциальной основе.
    5. Создавать  в  установленном  законодательством   Российской
Федерации   порядке   предприятия,   учреждения,   организации   и
подразделения,  необходимые  для  решения  задач,  предусмотренных
настоящим Федеральным законом.
    Законные  требования  должностных лиц органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную  деятельность,   обязательны  для  исполнения
физическими  и юридическими  лицами,  к  которым  такие требования
предъявлены.
    Неисполнение законных  требований  должностных  лиц   органов,
осуществляющих     оперативно-розыскную     деятельность,     либо
воспрепятствование     ее     законному    осуществлению    влекут
ответственность,   предусмотренную   законодательством  Российской
Федерации.
   
    Статья 16.  Социальная  и  правовая  защита  должностных   лиц
органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность
   
    На      должностных      лиц      органов,      осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,   распространяются   гарантии
социальной  и правовой  защиты  сотрудников  тех органов,  в штаты
которых указанные лица входят.
    Никто не  вправе  вмешиваться  в законные действия должностных
лиц и органов, осуществляющих  оперативно-розыскную  деятельность,
за   исключением  лиц,  прямо  уполномоченных  на  то  федеральным
законом.
    Должностное    лицо,     уполномоченное    на    осуществление
оперативно-розыскной     деятельности,     в    ходе    проведения
оперативно-розыскных      мероприятий      подчиняется      только
непосредственному и прямому начальнику.  При получении приказа или
указания,   противоречащего  закону,  указанное  должностное  лицо
обязано руководствоваться законом.
    При защите жизни и здоровья граждан, их конституционных прав и
законных интересов,  а также для обеспечения безопасности общества
и  государства от преступных посягательств допускается вынужденное
причинение  вреда  правоохраняемым  интересам  должностным   лицом
органа,  осуществляющего   оперативно-розыскную деятельность, либо
лицом,  оказывающим ему содействие,  совершаемое  при  правомерном
выполнении  указанным  лицом  своего  служебного или общественного
долга.
    Время выполнения  должностными лицами органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную    деятельность,    специальных   заданий   в
организованных  преступных  группах,  а  также  время  их службы в
должностях   штатных   негласных   сотрудников  указанных  органов
подлежит  зачету  в выслугу  лет  для назначения пенсии в льготном
исчислении   в порядке,   определяемом  Правительством  Российской
Федерации.
    Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и
органы местного самоуправления вправе устанавливать дополнительные
виды социальной защиты для должностных лиц органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность.
   
       Глава IV. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН ОРГАНАМ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМ
                ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
   
    Статья 17.   Содействие   граждан   органам,    осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность
   
    Отдельные лица  могут  с их согласия привлекаться к подготовке
или  проведению  оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по
их  желанию конфиденциальности содействия органам,  осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность,  в том числе по контракту.  Эти
лица  обязаны сохранять в тайне сведения,  ставшие им известными в
ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий, и
не  вправе  предоставлять  заведомо  ложную  информацию  указанным
органам.
    Органы,   осуществляющие   оперативно-розыскную  деятельность,
могут заключать контракты с совершеннолетними дееспособными лицами
независимо    от    их    гражданства,    национальности,    пола,
имущественного, должностного и социального положения, образования,
принадлежности к общественным объединениям,  отношения к религии и
политических убеждений.
    Органам,   осуществляющим  оперативно-розыскную  деятельность,
запрещается  использовать конфиденциальное содействие по контракту
депутатов,  судей,  прокуроров,  адвокатов,  священнослужителей  и
полномочных     представителей    официально    зарегистрированных
религиозных объединений.
   
    Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих
органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность
   
    Лица,        содействующие       органам,       осуществляющим
оперативно-розыскную    деятельность,    находятся   под   защитой
государства.
    Государство гарантирует     лицам,     изъявившим     согласие
содействовать     по     контракту     органам,     осуществляющим
оперативно-розыскную деятельность,  выполнение своих обязательств,
предусмотренных  контрактом,  в  том  числе  гарантирует  правовую
защиту,  связанную  с правомерным  выполнением  указанными  лицами
общественного долга или возложенных на них обязанностей.
    При возникновении     реальной     угрозы      противоправного
посягательства  на  жизнь,  здоровье или имущество отдельных лиц в
связи     с    их     содействием     органам,      осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность,  а  равно  членов  их  семей и
близких   эти   органы   обязаны   принять   необходимые  меры  по
предотвращению  противоправных  действий,  установлению виновных и
привлечению      их     к    ответственности,      предусмотренной
законодательством Российской Федерации.
    Лицо из   числа   членов   преступной   группы,    совершившее
противоправное   деяние,   не   повлекшее  тяжких  последствий,  и
привлеченное   к   сотрудничеству   с   органом,    осуществляющим
оперативно-розыскную   деятельность,    активно   способствовавшее
раскрытию  преступлений,  возместившее  нанесенный  ущерб или иным
образом  загладившее причиненный вред,  освобождается от уголовной
ответственности   в  соответствии  с законодательством  Российской
Федерации.
    Лица,     сотрудничающие     с   органами,     осуществляющими
оперативно-розыскную  деятельность,  либо  оказавшие  им  помощь в
раскрытии преступлений или установлении лиц, их совершивших, могут
получать  вознаграждения  и другие выплаты.  Полученные указанными
лицами   суммы   вознаграждений   и  другие  выплаты  налогами  не
облагаются и в декларациях о доходах не указываются.
    Период сотрудничества  граждан  по   контракту   с   органами,
осуществляющими  оперативно-розыскную  деятельность,   в  качестве
основного   рода   занятий  включается  в трудовой  стаж  граждан.
Указанные   лица   имеют   право   на   пенсионное  обеспечение  в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
    В целях   обеспечения   безопасности   лиц,  сотрудничающих  с
органами,  осуществляющими оперативно-розыскную   деятельность,  и
членов  их семей допускается проведение специальных мероприятий по
их  защите  в  порядке,  определяемом  законодательными  и   иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    В случае гибели лица, сотрудничающего по контракту с органами,
осуществляющими оперативно-розыскную   деятельность, в связи с его
участием   в  проведении  оперативно-розыскных  мероприятий  семье
пострадавшего  и лицам,  находящимся на его иждивении,  из средств
соответствующего бюджета выплачивается  единовременное  пособие  в
размере   десятилетнего   денежного   содержания   погибшего  и  в
установленном законом порядке назначается пенсия по случаю  потери
кормильца.
    При получении лицом,  сотрудничающим по контракту с  органами,
осуществляющими    оперативно-розыскную   деятельность,    травмы,
ранения,  контузии,  увечья,  наступивших в связи с его участием в
проведении оперативно-розыскных мероприятий и исключающих для него
возможность дальнейшего сотрудничества с органами, осуществляющими
оперативно-розыскную  деятельность,  указанному  лицу  из  средств
соответствующего  бюджета  выплачивается  единовременное пособие в
размере пятилетнего денежного содержания и в установленном законом
порядке назначается пенсия по инвалидности.
   
                 Глава V. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
                ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
   
    Статья   19.   Финансовое   обеспечение   оперативно-розыскной
деятельности
   
    Государственным органам,   оперативные  подразделения  которых
уполномочены   осуществлять   оперативно-розыскную   деятельность,
выделяются  из  федерального бюджета финансовые средства,  которые
расходуются   в  порядке,   устанавливаемом   руководителями  этих
органов.
    Законодательные и исполнительные органы государственной власти
субъектов  Российской  Федерации  вправе  самостоятельно  за  счет
собственных бюджетов и  внебюджетных  целевых  фондов  увеличивать
размер     средств,     выделяемых     органам,     осуществляющим
оперативно-розыскную  деятельность  на  территории соответствующих
субъектов Российской Федерации.
    Контроль за расходованием финансовых  средств,  выделенных  на
оперативно-розыскную   деятельность, осуществляется руководителями
государственных  органов,  в  состав  которых  входят  оперативные
подразделения, осуществляющие  оперативно-розыскную  деятельность,
а  также  специально   уполномоченными   на   то   представителями
Министерства финансов Российской Федерации.
   
                   Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР
              ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
   
    Статья 20. Контроль за оперативно-розыскной деятельностью
   
    Контроль  за  оперативно-розыскной  деятельностью осуществляют
Президент  Российской  Федерации,  Федеральное Собрание Российской
Федерации,    Правительство   Российской   Федерации   в  пределах
полномочий,   определяемых   Конституцией   Российской  Федерации,
федеральными конституционными законами и федеральными законами.
   
    Статья   21.   Прокурорский   надзор  за  оперативно-розыскной
деятельностью
   
    (в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)
    (см. текст в предыдущей редакции)
   
    Прокурорский надзор  за  исполнением  настоящего  Федерального
закона осуществляют Генеральный прокурор  Российской  Федерации  и
уполномоченные им прокуроры.
    По   требованию  указанных  прокуроров  руководители  органов,
осуществляющих оперативно-розыскную деятельность,  представляют им
оперативно-служебные    документы,    включающие    в  себя   дела
оперативного  учета,  материалы  о проведении оперативно-розыскных
мероприятий  с использованием  оперативно-технических  средств,  а
также    учетно-регистрационную    документацию   и  ведомственные
нормативные  правовые  акты,  регламентирующие  порядок проведения
оперативно-розыскных мероприятий.
    Сведения о  лицах,  внедренных  в  организованные   преступные
группы,  о  штатных негласных сотрудниках органов,  осуществляющих
оперативно-розыскную   деятельность,  а также о лицах, оказывающих
содействие этим органам на конфиденциальной основе, представляются
соответствующим   прокурорам   только   с   письменного   согласия
перечисленных   лиц,   за   исключением   случаев,   требующих  их
привлечения к уголовной ответственности.
    Прокуроры, указанные   в   части   первой   настоящей  статьи,
обеспечивают  защиту  сведений,  содержащихся   в   представленных
документах и материалах.
    Неисполнение законных требований прокурора,  вытекающих из его
полномочий   по  надзору  за  оперативно-розыскной  деятельностью,
влечет за собой установленную законом ответственность.
   
    Статья 22. Ведомственный контроль
   
    Руководители   органов,   осуществляющих  оперативно-розыскную
деятельность,  несут  персональную  ответственность  за соблюдение
законности   при   организации  и проведении  оперативно-розыскных
мероприятий.
   
    Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона
   
    Настоящий Федеральный  закон  вступает  в  силу  со  дня   его
официального опубликования.
    Признать утратившим силу со дня введения в действие настоящего
Федерального       закона Закон Российской      Федерации      "Об
оперативно-розыскной    деятельности    в  Российской   Федерации"
(Ведомости   Съезда  народных  депутатов  Российской  Федерации  и
Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 17, ст. 892; N 33,
ст. 1912).
    Предложить Президенту    Российской   Федерации   и   поручить
Правительству  Российской  Федерации   привести   их   нормативные
правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.
   
                                                         Президент
                                              Российской Федерации
                                                          Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
12 августа 1995 года
N 144-ФЗ
   
   
------------------------------------------------------------------