Регулирование торговой деятельности

Принят Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Действие Федерального закона №381-ФЗ распространяется на отношения, участниками которых являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность и действующие в связи с организацией, а также на отношения между этими субъектами.

Некоторые отношения не регулируются данным законом. Прежде всего, это касается случаев, связанных с осуществлением и организацией деятельности, связанной с внешней торговлей, торговлей на товарной бирже, вопросами продажи товаров на розничном рынке, купли-продажи объектов недвижимости, ценных бумаг, товаров производственно-технического назначения, а также продукции, связанной с тепловой энергией и мощностью, электричеством и другими энергетическими ресурсами.

Общие положения
В статье 2 данного Федерального закона раскрывается суть основных терминов. Даётся определение словосочетаниям «стационарный торговый объект», «торговый объект», «торговая сеть», «нестационарный торговый объект», «продовольственные товары» и т.д.
Так все объекты можно подразделить на объекты стационарного и нестационарного назначения. Для того, чтобы отнести их к той или иной категории, следует определить показатели прочности их связи с землёй. В том случае, если такая связь имеется, то такой объект относят к стационарной категории, если же она отсутствует, то объект не стационарен. Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации делается вывод о том, что стационарным торговым объектом считается недвижимое имущество.
Также в документе даётся определение торговой сети, к которой отнесены два и более торговых объекта в том случае, если они управляются из одного общего центра либо эксплуатируются под общим коммерческим обозначением. Примечательно и то, что в Федеральном законе вопрос признания торговой сетью общего количества торговых объектов не связан с оборотом данных объектов и долей рынка, которую они занимают.

Торговая деятельность и договорные отношения

Согласно Федеральному закону №381-ФЗ, определяются правила, которые регулируют условия касательно договора поставки товаров продовольственного назначения. Также приведенные правила регулируют вопросы вознаграждения субъекта, который непосредственно занимается торговой деятельностью и считается покупателем, заключившим договор с организацией, касающиеся приобретения им определённого количества товаров. Кроме того, устанавливаются и условия, определяющие порядок оплаты товара, который был поставлен субъекту торговой деятельности.

Закон установил запрет на навязывание определённых положений договора клиенту, на создание дискриминационных условий для контрагента как во время заключение соглашения, так и в процессе поставки товаров производственного назначения в торговые сети, отображённые в документах. Предусматривается, что Закон производит ограничение применения договоров с посредниками в процессе продвижения товара на рынке, а также установления отношений между субъектами торговой деятельности, которые организуют свою работу посредством торговых сетей или арендуют торговые площади.

Договор поставки и его условия.

Новым Законом №3381-ФЗ производится изменение преддоговорных отношений, возникающих между сторонами в процессе заключения договора поставки. Внесены коррективы и в условия таких договоров между субъектами торговых отношений. В частности, установлены новые условия для проведения поставки продукции продовольственного назначения.

Согласно пункту 4 статьи 9, в цену договора может быть включен размер вознаграждения, которое получает субъект торговой деятельности после того, как он приобретает определённое количество товаров у поставщика.
Что касается непосредственно размера вознаграждения, то он устанавливается согласно договору, однако при определении цены товаров не учитывается. В Законе отображён допустимый предел вознаграждения, который не должен превышать 10% от общей стоимости купленной продукции. Кроме того, выплата положенного вознаграждения не распространяется на товары социального значения, которые входят в продовольственную группу.

В пункте 6 статьи 9 Закона №381-ФЗ установлено, что в цену договора включается только основное вознаграждение, указанное выше, а все другие виды денежных выплат за исполнение условий договора субъектом торговой деятельности или изменения условий соглашения в стоимость договора не входят.

Пункт 7 статьи 9 Закона № 381-ФЗ отображает информацию касательно порядка заключения договора на поставку продовольственной продукции. В частности, в документе указываются условия оплаты товаров после того, как они были переданы в собственность субъекта торговых отношений. Срок оплаты зависит от условий, которые предусматриваются торговой деятельностью, и является следующим:
1) товары продовольственного значения, которые имеют срок годности, не превышающий 10 дней, должны быть оплачены не позднее 10 рабочих дней с момента приёма их субъектом торговых отношений;
2) продовольственная продукция со сроком годности от 10 до 30 дней подлежит оплате в течение 30 календарных дней с момента приёмки данных товаров субъектом торговых отношений;
3) товары продовольственного назначения, имеющие срок годности более чем 30 дней, в том числе алкогольная продукция, которая была произведена на территории Российской Федерации, должны быть оплачены в течение 45 календарных дней с момента приёмки продукции субъектом торговой деятельности.

Оплата товара производится при том условии, что поставщик выполнил свои обязательства по передаче всех необходимых документов, которые относятся к поставке товаров. Другими словами, поставка продукции должна быть произведена на надлежащем уровне, согласно всем условиям заключённого договора.

Новым Законом урегулирована ситуация касательно того, что поставщик не производит передачу документов субъекту торговой деятельности при поставке продовольственных товаров. Если подобный случай имеет место, то срок оплаты продукции может быть увеличен на тот период, на который была задержана передача документов поставщиком субъекту торговой деятельности.

Пункты 10 и 12 статьи 9 Закона № 381-ФЗ запрещают установление ряда условия в договоре поставки продукции продовольственного назначения. В частности не допускаются следующие условия:
- запрещение перемены лиц в договоре посредством уступки требования, а также ответственность, которую несёт лицо вследствие несоблюдения данного запрета;
- установление условия о предоставлении субъектом торговых отношений услуги касательно проведения рекламы товара, маркетинговой деятельности с целью продвижения продовольственной продукции.

Помимо этого, согласно пункту 12 статьи 9, запрещается заключать договор поставки в отношении продовольственных товаров по принуждению касательно возмездного оказания услуг в области продвижения этого вида продукции.
Некоторые моменты касательно продвижения товаров продовольственного назначения отображены в пункте 11 статьи 12. Так подобные действия могут принимать субъекты торговых отношений, руководствуясь договором безвозмездного оказания услуг.

Таким образом, оказание вышеперечисленных услуг возможно только на основаниях, предусмотренных договором возмездного оказания услуг. Посреднические и другие соглашения в этом случае не имеют силы. Можно утверждать, что Закон ограничил свободу сторон, подписывающих договор.

Статья 13 Закона 381-ФЗ достаточно чётко определяет условия, которые касаются заключения договора поставки товаров производственного назначения.

Документ устанавливает антимонопольные правила, которые касаются субъектов торговых отношений, а также поставщиков продукции продовольственного назначения. В соответствии с приведенной статьёй, субъекты торговых отношений, которые осуществляют свою деятельность посредством торговых сетей, а также поставщики продукции продовольственного назначения непосредственно в торговые сети не имеют права:
1) способствовать созданию дискриминационных условий:
- нарушать порядок выполнения обязательств, установленный правовыми актами;
- создавать условия, которые препятствуют доступу других субъектов на товарный рынок либо выходу из него;
2) навязывать свои условия контрагенту:
- касательно запрета на заключение субъектом договоров о поставке продукции производственного назначения с другими участниками торговых отношений на аналогичных или других условиях;
- касательно ответственности субъекта торговой деятельности за невыполнение им условий поставки продовольственной продукции на тех обязательствах, которые являются лучшими, чем обязательства для других участников торговых отношений, деятельность которых является аналогичной;
- касательно предоставления сведений контрагенту, которые содержат в себе данные по заключаемым договорам субъекта с другими участниками торговых отношений такого же типа;
- касательно внесения участником торговой деятельности, который производит поставку продовольственных товаров, денежной суммы в качестве платы за право поставлять подобную продукцию субъекту торговых отношений, который работает в торговой сети или находится на открываемых торговых объектах;
- касательно внесения субъектом торговой деятельности денежной суммы в качестве платы за изменение ассортимента поставляемых товаров;
- касательно снижения участником торговых отношений цены поставляемых товаров продовольственного назначения до уровня, который не превысит минимальной цены такой продукции при условии установления наценки (торговой надбавки) к их стоимости;
- касательно возмещения убытков субъектом, который осуществлял поставку продовольственной продукции, в результате которой товар был утерян либо повреждён после передачи права собственности от поставщика к субъекту торговых отношений. Исключение составляют ситуации, в которых виновным является поставщик данной продукции;
- касательно возмещения ущерба со стороны субъекта торговых отношений, которые не связаны с исполнением условий договора о поставке товаров продовольственного назначения или последующей их продажей;
- касательно возврата субъекту, который является поставщиком продовольственных товаров, продукции, которая не была реализована в течение определённого периода времени кроме случаев, когда возврат товаров предусмотрен договором либо законодательством;
- другие условия, которые содержат признаки навязывания условий субъектом торговых отношений;

Таким образом, вопрос перечня навязываемых и дискриминационных условия остаётся открытым. Дело в том, что пока не совсем понятно, будут ли данные условия считаться основанием ничтожности договора либо его части по статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации. Важно отметить, что при этом нарушение порядка ценообразования, который установлен в законодательном порядке, не является основанием для признания ничтожности договора по статье 168 ГК РФ, так как статья 14.6 КоАП РФ предусматривает правовые последствия, которые может иметь данное нарушение.