Арест расчетного счета

Законодательство об исполнительном производстве, предоставляя взыскателю право, взыскивая долги, направить исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте непосредственно в банк или иную кредитную организацию, которые обязаны его исполнить, не в полной мере регламентирует деятельность последних. Хотя проблемы и существуют, но также существуют и пути их решения...

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ), вступившего в силу с 01.02.2008, непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.

И хотя должнику противостоят точно определенные Законом органы принудительного исполнения, задачей которых является приведение в принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, тем не менее согласно ст. 7 Закона N 229-ФЗ в случаях, предусмотренных Федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются организациями, в том числе банками и иными кредитными организациями, на основании исполнительных документов в порядке, установленном Законом N 229-ФЗ и иными федеральными законами.

Взыскатель вправе направить исполнительный документ о взыскании денежных средств или об аресте таковых непосредственно в банк или иную кредитную организацию (ст. 8 Закона N 229-ФЗ), которые обязаны его исполнить либо, исполнив частично или не исполнив (что будет предопределено наличием или отсутствием денежных средств на счете), вернуть исполнительный документ направившему его лицу, поскольку возможность предъявления документа к исполнению не исчерпана.

Введение упрощенного порядка исполнения судебного решения, в частности, путем направления исполнительного документа непосредственно в кредитную организацию минуя службу судебных приставов-исполнителей не нарушает принцип равенства всех перед законом, установленный ст. 19 Конституции РФ. Поэтому банк или иные кредитные организации, хотя и весьма специфично, с массой оговорок, но тем не менее также реализуют функцию приведения в принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц.

Получение информации о счетах

Реализация механизма обращения взыскания на денежные средства должника невозможна без установления порядка получения взыскателем сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника.

В настоящее время правовой основой для получения взыскателем указанных сведений являются нормы п. п. 8 - 10 ст. 69 Закона N 229-ФЗ, устанавливающих право взыскателя при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов. В свою очередь налоговые органы предоставляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Ранее порядок предоставления подобной информации регламентировался п. 3 ст. 46 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ), в соответствии с которым Приказом МНС России от 23.01.2003 N БГ-3-28/23 был утвержден Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю. Состав предоставляемой информации устанавливался Законом - предоставлялись сведения о наличии или отсутствии у должника-организации счетов и вкладов в банках и иных кредитных организациях.

Следует отметить, что по смыслу, содержащемуся в п. 1 ст. 102 Налогового кодекса РФ, сведения о счетах организаций, находящихся в кредитных учреждениях, относятся к налоговой тайне. По своей природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций. Именно поэтому налоговая тайна, как следует из п. 2 ст. 102 НК РФ, не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Специального закона, посвященного налоговой тайне и, следовательно, вопросам ее разглашения, не имеется.

Однако и Закон N 119-ФЗ, и ныне действующий Закон об исполнительном производстве предусматривают возможность передачи налоговым органом взыскателю необходимой информации о банковском счете должника, к которой относится и информация о номере такого счета. Следует обратить внимание, что обязанность по предоставлению номера расчетного счета должника непосредственно не была указана в Законе N 119-ФЗ, что вызывало не только справедливые нарекания со стороны взыскателей, но и судебные споры оканчивались в пользу взыскателя.

Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю, утвержденный Приказом МНС России N БГ-3-28/23, предусматривал также и необходимость подтверждения взыскателем наличия выданного ему исполнительного листа путем представления его копии. Действующий Закон N 229-ФЗ не устанавливает такой обязанности.

Тем не менее нельзя отрицать право налогового органа при обращении взыскателя с заявлением о предоставлении информации исполнить установленную Законом обязанность при условии подтверждения взыскателем наличия у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению. Данный довод может быть мотивирован и необходимостью соблюдения налоговой тайны и возможностью ее разглашения в установленном федеральным законом случае.

В связи с этим представляется необходимым прикладывать к заявлению о предоставлении сведений копию исполнительного листа.

Ранее Порядок предоставления налоговыми органами информации взыскателю предполагал необходимость заверения в установленном порядке копии исполнительного листа. Неконкретность данной формулировки приводила иногда к спорным ситуациям, когда налоговый орган полагал, что копия исполнительного листа заверена в не установленном законом порядке.

По одному из таких дел суд, признавая ненадлежащим заверение копии исполнительного листа, указал, что копия исполнительного листа была заверена представителем заявителя, уполномоченного на это доверенностью, что не является нарушением и не препятствует предоставлению, установленному законом, возложенных на налоговую инспекцию сведений о счетах организации-должника.

Исполнение исполнительных документов в отношении
ликвидируемого должника

Актуализирует рассматриваемую проблематику и факт дополнения Федеральным законом от 02.10.2007 N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Кодекса об административных правонарушениях ст. 17.14 "Нарушение законодательства об исполнительном производстве", ч. 2 которой устанавливает ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника в виде наложения административного штрафа на банк или иную кредитную организацию в размере половины от денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн руб.

В связи с этим возникает вопрос о возможности распространения на банки или иные кредитные организации положений Закона N 229-ФЗ, устанавливающих права и обязанности судебных приставов-исполнителей в части, соответствующей статусу и полномочиям банка или иной кредитной организации.

В первую очередь интересен вопрос возможных и должных действий банка или иной кредитной организации при получении от взыскателя исполнительного документа о взыскании денежных средств или об их аресте после того, как банк или иная кредитная организация стали располагать сведениями о ликвидации должника-организации.

В стандартном варианте, когда исполнительное производство возбуждается судебным приставом-исполнителем, то согласно ст. 47 Закона N 229-ФЗ исполнительное производство и оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае ликвидации должника-организации, а исполнительный документ в этом случае направляется в ликвидационную комиссию (ликвидатору), в отношении которой судебный пристав-исполнитель по заявлению взыскателя вправе проводить проверку правильности исполнения направленных исполнительных документов.

Этой норме Закона корреспондируют нормы ст. 96 Закона N 229-ФЗ, не только устанавливающие обязанность окончить исполнительное производство в случае, когда должник находится в процессе ликвидации, но снять наложенные в ходе исполнительного производства аресты на имущество должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом.

Исполнительные документы, производство по которым окончено, вместе с копией постановления об окончании исполнительного производства в течение трех дней со дня окончания исполнительного производства направляются в ликвидационную комиссию (ликвидатору). Копия указанного постановления в тот же срок направляется сторонам исполнительного производства.

В качестве мер контроля за выполнением ликвидационной комиссией (ликвидатором) возложенных на нее обязанностей Закон N 229-ФЗ устанавливает право судебного исполнения ликвидатору. В старом Законе этого не было.

Ранее аналогичный порядок был закреплен в п. 2 ст. 61 Закона N 119-ФЗ - в случае ликвидации должника-организации исполнительные документы, находящиеся у судебного пристава-исполнителя, подлежали передаче ликвидационной комиссии (ликвидатору) для исполнения. О направлении исполнительного документа ликвидационной комиссии (ликвидатору) судебный пристав-исполнитель сообщал взыскателю. Ранее указанные нормы были не столь определенны, как в настоящее время. Но и в тех условиях суды указывали, что нахождение должника в процессе его ликвидации - особая ситуация, при которой приведение в принудительное исполнение решений судов в обычном порядке не допускается:
- в ходе ликвидации удовлетворение имущественных требований кредиторов осуществляется в особом порядке, что препятствует осуществлению в отношении ликвидируемой организации обычного процесса исполнения судебных решений;
- поскольку удовлетворение имущественных требований кредиторов в ходе ликвидации осуществляется в особом порядке, то Закон об исполнительном производстве применим быть не может;
- все действия по удовлетворению требований кредиторов в рамках исполнительного производства после установления факта нахождения общества в процессе ликвидации являются незаконными;
- направление исполнительного листа в ликвидационную комиссию является основанием для включения ликвидационной комиссией содержащихся в нем требований в реестр требований кредиторов. В ходе ликвидации удовлетворение имущественных требований кредиторов осуществляется способами, определенными в ст. ст. 61 - 65 ГК РФ, что препятствует осуществлению в отношении ликвидируемой организации процесса исполнения судебных решений, предусмотренного Законом об исполнительном производстве.

Дополнительным аргументом в пользу тезиса о наличии особенностей в приведении в принудительное исполнение решений судов в случае нахождения должника в процессе его ликвидации может служить ситуация с должником, в отношении которого реализуются процедуры банкротства. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) в зависимости от реализуемой процедуры предусматривает в достаточной степени большой набор инструментариев, препятствующих осуществлению мероприятий в рамках исполнительного производства. В частности:

1) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения, финансового оздоровления судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда (ст. ст. 63, 81);

2) снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства (ст. 63), отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов (ст. ст. 81, 94);

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом налагаются исключительно в рамках процесса о банкротстве (ст. ст. 81, 94);

4) вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных Законом (ст. 94).

В случае признания должника банкротом и открытия конкурсного производства, следствием чего при стандартном течении процедуры (без перехода к внешнему управлению или заключения мирового соглашения) станет ликвидация должника - юридического лица, прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, а сами документы подлежат передаче судебными приставами-исполнителями конкурсному управляющему, снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается (ст. 126 Закона о банкротстве).

И, что самое интересное, основанием для введения указанных запретов являются не документы, принимаемые судебным приставом-исполнителем в рамках исполнительного производства, а Закон и судебные акты, вводящие те или иные процедуры банкротства.

С учетом этого можно проводить аналогию между окончанием исполнительного производства в связи с ликвидацией должника в общем порядке, предусмотренном ст. ст. 61 - 64 ГК РФ, и ограничениями реализации мероприятий исполнительного производства в рамках процедур банкротства. И в том, и в другом случае потенциальная ликвидация должника приводит к невозможности применения норм законодательства об исполнительном производстве и устанавливает специальный механизм удовлетворения требований кредиторов, основанием для чего служат документы, принимаемые вне рамок исполнительного производства.

Подтверждением этому служит судебная практика, сформировавшаяся в условиях дефицита правового регулирования в рамках Закона N 119-ФЗ, но тем не менее весьма показательная.

Так, по одному из дел суд пришел к выводу, что у судебного пристава-исполнителя, передавшего в установленном порядке документ в ликвидационную комиссию организации-должника, отпали основания для дальнейшего исполнения исполнительного документа. Применив аналогию закона, поскольку ликвидация предприятия в случае банкротства и добровольная ликвидация сходны, суд пришел к выводу о возможности вынесения постановления об окончании исполнительного производства, что следует из положений ст. 88 Закона N 119-ФЗ и ст. 126 Закона о банкротстве.

В другом случае суд сослался не на аналогию закона, а просто указал, что направление листов в ликвидационную комиссию не нарушает прав взыскателя. После передачи в установленном порядке документа в ликвидационную комиссию организации-должника у судебного пристава-исполнителя отпали основания для дальнейшего исполнения исполнительного документа. В связи с этим вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства не нарушает прав взыскателя, поскольку не означает окончание исполнительных действий по исполнению судебных решений, а свидетельствует о завершении исполнительного производства в конкретном подразделении исполнительной службы.

Поскольку Закон допускает исполнение судебных актов другими организациями, не являющимися органами принудительного исполнения (ст. 5, пп. 4 п. 1 ст. 27, п. 2 ст. 61 Закона N 119-ФЗ), то права и законные интересы взыскателя в данном случае должны быть обеспечены действиями ликвидационной комиссии (ст. ст. 63, 64 ГК РФ).

Исполнительный лист подлежит исполнению,
пока действует договор

Немаловажным является и то обстоятельство, что банк вправе исполнить требования исполнительного документа только в том случае, если между банком и его клиентом заключен договор банковского счета. После расторжения договора банковского счета банк не являлся кредитной организацией по отношению к должнику, поскольку в соответствии с п. п. 1 и 3 ст. 859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время, а остаток денежных средств на счете выдается клиенту либо по его указанию перечисляется на другой счет не позднее семи дней после получения соответствующего письменного заявления клиента.

Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 19.04.1999 N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договоров банковского счета" в случае получения банком заявления клиента о закрытии счета договор банковского счета следует считать расторгнутым, если иное не следует из указанного заявления. По смыслу п. 1 ст. 859 ГК РФ договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора (закрытии счета), если более поздний срок не указан в заявлении.

В силу п. 4 ст. 859 ГК РФ расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента. Договор банковского счета следует считать прекращенным с момента получения уведомления клиента о расторжении договора, в связи с чем банковский счет подлежит закрытию, а у банка возникает только обязательство по возврату остатка денежных средств.

Поэтому не подлежит исполнению исполнительный лист, полученный банком после получения уведомления клиента о расторжении договора, но до возврата остатка денежных средств.

В завершение хотелось бы отметить необходимость внесения дополнений в Закон N 229-ФЗ, более детально регламентирующих участие банка или иных кредитных организаций в мероприятиях по исполнению требований исполнительных документов.

Д.А.Петров