Фотокерамика, металлокерамика и портреты на пластике для надгробных памятников- способы изготовления, плюсы и минусы
Фотокерамика, металлокерамика и портреты на пластике для надгробных памятников: способы изготовления, плюсы и минусы
Надгробные памятники без портретов покойных на наших российских кладбищах встречаются сравнительно нечасто. В основном фотографии отсутствуют по религиозным или социальным причинам. В первом случае это может быть могила мусульманина или ортодоксального иудея (так как эти религии запрещают любые изображения людей). Во втором – захоронение неопознанного либо не имеющего родственников лица (на таких чаще всего даже и памятников не стоит). В большинстве же случаев портреты на стелах – это норма. Они по-особому «одушевляют» камень, персонифицируют его. Родственники, приходящие на могилу, видят облик любимого человека, который помогает им вспомнить его живым. Поэтому очень важно правильно подобрать фото для такого портрета. Оно должно быть характерным, похожим. Самая хорошая характеристика для такого изображения обычно звучит так: «Он (она) на портрете, как живой (живая)». После определения прототипа следует выбор технологии его воплощения в портрет. На сегодняшний день таких способов довольно много. Они имеют различную стоимость, сроки существования, производят разное впечатление своим внешним видом.
Фотокерамические портреты
Такие портреты считаются, так сказать, классикой жанра. В прежние времена такие фото делались в черно-белых тонах, с короткими надписями (ФИО и годы жизни) под самим портретом и имели форму овала. Теперь подавляющее большинство производителей предлагают клиентам полноцветные варианты, нанесенные на заготовки разных конфигураций: кроме овалов, можно заказать круглые, прямоугольные, портреты арочного типа, в виде сердца, книги и т.д. Их качество зависит, во-первых, от того, на какие заготовки наносится изображение, во-вторых, – от способа печати.
Заготовки бывают импортные (итальянские) и отечественные. Импортные дороже, зато более тонкие и совершенно плоские, без белого ореола вокруг фотографии. Считается, что рисунок на них более точно детализирован, а цвета сочнее и одновременно естественнее. Российский фарфор потолще и немного выгнут, из-за чего вокруг портрета остается белая окантовка. Но отечественные таблички стоят меньше, поэтому тоже востребованы.
Важно и то, каким именно способом сделана керамика. Есть 2 основных типа ее изготовления.
- Наиболее распространенный – это литье. В этом случае керамическая смесь заливается в специальные формы и подвергается обжигу при 1100 градусах по Цельсию. Такие заготовки изготавливаются быстро и по цене дешевле. Минусы их предопределены наличием в смеси влаги. Она частично остается и в готовой продукции, из-за чего фотография иногда трескается при перепадах температур. Кроме того, ее конфигурация часто неидеальна, так как та же влага выпаривается при обжиге неравномерно, из-за этого изначальная форма таблички может частично исказиться.
- Выше стоимость, но и лучше качество у керамики, произведенной способом сухого прессования, когда сухая фарфоровая смесь прессуется в формах под высоким давлением. Такие таблички не разрушаются от замерзания и имеют практически совершенную форму. Они ровнее покрываются глазурью.
- Еще одна современная основа для фотокерамики – это керамогранит. Он используется в том случае, когда заказчику нужен портрет большого размера, так как предыдущие варианты подходят лишь для маленьких портретов. Керамогранит производят путем прессования в условиях высокого давления, а после обжигают при 1200 – 1300 градусах. Получается очень прочный материал с высокой морозостойкостью и низким влагопоглощением. По-настоящему большие изображения делают на керамограните, покрытом глазурью, которую для закрепления обжигают. Особенно ценится кварцевая глазурь. Такие портреты выходят очень тяжелыми, поэтому их нужно прикреплять только в специальные ниши на стелах. Зато по прочности им практически нет равных. Основной их минус – это дороговизна.
Нанесение изображений
При нанесении изображений на заготовки используются 2 основные технологии – деколь и термотрансфер.
- При деколировании применяют особые тонеры, которыми рисунок наносят на пленку или гуммированную бумагу с помощью специализированных лазерных принтеров. Собственно, при этом применяется способ шелкографии. Раньше в ходу была менее качественная офсетная печать, но теперь она практически отошла. После этот трафарет накладывают на заготовку, которую обжигают в муфельной печи, остужают, сушат глазурь и т.д. В процессе тепловой обработки картинка буквально впекается в глазурованную поверхность, за счет чего изображение оказывается очень стойким – не выгорает и не стирается. Но делаются подобные фотографии подолгу (порядка недели) и с использованием недешевых материалов. Поэтому и цена их достаточно высока. Дополнительным минусом данной технологии является далеко не идеальная цветопередача и контрастность картинки, качество которых зависит от трудно контролируемого температурного режима при обжиге.
- Термотрансферным методом портреты делаются быстрее. Здесь для нанесения рисунка на основу применяют термопресс, с помощью которого картинка наносится на табличку с промежуточных носителей. Цвета в этом случае выходят более насыщенные, близкие к натуральным, а четкость фото обычно оказывается высокой. Но в конечном счете результат сильно зависит от правильных температуры, давления в термопрессе и времени выдержки изделия. К недостаткам таких портретов относится их боязнь солнечных лучей (под влиянием ультрафиолета краски выцветают в среднем через 6 лет), стираемость изображения. На рисунке, сделанным этим способом, бывает некоторая матовость и иногда проступают легкие линии или разводы.
Металлокерамика и фото на пластике
Это еще один вариант недорогого ритуального портрета. Металлокерамика изготавливается по тем же принципам, что и фотокерамика. Но делается она на выгнутой железной основе (покрытой эмалью), с помощью более дешевых красок и не при таких высоких температурах. Срок службы у подобных фотографий (особенно сделанных методом сублимации) в основном очень невелик, поэтому их преимущественно берут на крест или на временный памятник. По-настоящему долговечной является только деколированная металлокерамика.
Еще быстрее и дешевле делаются рисунки на пластике. Они долговечны и выглядят хорошо. Для их производства требуются специальные фотоовалы из пластика, сканер, принтер, ламинатор и чернила. Такое фото делается в течение одного дня, так как процесс не включает в себя запекания. Бюджетная цена портрета на пластике объясняется недорогими материалами и быстротой производства.
Выбирая материал для надгробного портрета и способ нанесения изображения на основу, руководствуйтесь прежде всего тем, какое время вы планируете использование фотографии. Если вам нужен постоянный вариант, закажите фотокерамику на качественном фарфоре либо керамограните. В случае же, когда позже планируется, например, гравировка на камне, на короткое время достаточно будет металлокерамики или даже портрета на пластике.