Межевание земельных участков и их использование

Принят Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования
оборота земель сельскохозяйственного назначения"

Указанный Федеральный закон № 435-ФЗ затрагивает Федеральные законы 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также положения Земельного кодекса РФ и ряд прочих законов, регулирующих сельскохозяйственные вопросы.

Процесс принудительного изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения

Изменен порядок принудительного изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения у собственников, а также введен новый порядок принудительного прекращения прав бессрочного (постоянного) пользования, безвозмездного срочного пользования территорией сельскохозяйственного назначения, пожизненного наследуемого владения, аренды и т.д.

Установлено, что земельный участок не может быть принудительно изъят из владения собственника в судебном порядке, если в течение трех или более лет без перерывов с момента возникновения права на территорию собственник не использовал указанные земли для ведения сельскохозяйственной или любой другой деятельности. Признаки, по которым можно установить факт неиспользования земельного участка, устанавливает Правительство РФ, учитывая особенности отдельных субъектов страны. На текущий момент признаки еще не утверждены.

В срок, который указан в Федеральном законе, не включено время, в течение которого использование земельного участка по назначению было затруднительным вследствие различных обстоятельств, не зависящих от воли собственника (например, это было невозможно по причине стихийного бедствия). Данное правило установлено в пункте 5 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, положения которого аналогичны информации, которая содержится в статье 284 ГК РФ. В установленный срок также не включают время, использованное на освоение участка земли. Для этих целей установлен максимальный срок, равный двум годам.

Федеральный закон № 435-ФЗ установил еще одно основание для принудительного изъятия земельного участка сельскохозяйственного назначения, что отражено в пункте 3 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Изъятие у собственника земли в судебном порядке может осуществляться, если использование земельного участка осуществляется с нарушением правил и норм, которые были установлены земельным законодательством с целью рационального использования земли, и это повлекло за собой ухудшение экологической обстановки или существенное снижения плодородности почвы. Все критерии, по которым определяют факт и степень нарушения, устанавливает Правительство РФ. На сегодняшний день основные критерии не определены.

В случае установления факта вышеуказанных нарушений к собственнику земельного участка сельскохозяйственного назначения необходимо применить меры административной ответственности. Орган государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля (Росреестр) имеет право привлечь нарушителя к административной ответственности в соответствии с положениями части 1.1. статьи 8.8 КоАП РФ. Помимо этого собственнику земельного участка выносится предупреждение, в котором установлен срок, отведенный на устранение всех выявленных нарушений на территории.

Положения части 1.1 статьи 8.8 КоАП РФ предусматривается формирование нового состава административного нарушения. Так за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения с целью ведения сельскохозяйственных работ либо осуществления другой деятельности, связанной с производством, в течение срока, установленного Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения, предусматривается штраф в размере 2000-5000 рублей и 80000-100000 рублей соответственно для физических и юридических лиц.

Если в течение указанного срока собственник земельного участка не устраняет нарушения, Росреестр направляет материалы с указанием данного факта в орган исполнительной власти субъекта РФ. Последний имеет право обратиться в суд, выразив требование по поводу изъятия участка из владения собственника с последующей его перепродажей на публичных торгах в связи с ненадлежащим использованием территории по основаниям, предусмотренным в пунктах 3 и 4 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с пунктом 9 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения при принятии судебного решения о принудительном изъятии участка земли и его последующей продаже на публичных торгах, исполнительному органу необходимо обеспечить проведение кадастровых работ и непосредственно публичных торгов при необходимости.

В пункте 11 статьи 6 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указано, что средства, которые были выручены от продажи территории, должны быть выплачены бывшему собственнику участка за вычетом расходов на организацию и проведение публичных торгов.

Аренда земельных участков сельскохозяйственного назначения и ее особенности

Изменения также коснулись правил предоставления в аренду участков земли для использования их в сельскохозяйственной сфере. Теперь соглашение о предоставлении частного сервитута на территории, находящиеся в долевой собственности, и договор аренды могут быть подписаны исключительно после согласования условий этой процедуры, которые предварительно обсуждаются на общем собрании участников долевой собственности. Подписать вышеуказанные документы может только лицо, которое уполномочено общим собранием на заключение таких договоров. Интересно, что ранее подобные соглашения заключались со всеми участниками долевой собственности на участок земли.

Правило, установленное в пункте 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, было также дополнено указанием на тот факт, что перечень документов, которые подтверждают надлежащее использование земельного участка, установлен федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции создания и реализации положений в сфере государственной политики и нормативно-правового регулирования в области земельного права и отношений.

Общее собрание участников долевой собственности и полномочия участников

В Законе об обороте земель сельскохозяйственного назначения будет содержаться новая статья, положения которой посвящены вопросам, касающимся сферы проведения общего собрания участников долевой собственности.

Согласно пункту 2 статьи 14.1 вышеуказанного Закона, о факте проведения общего собрания участников долевой собственности извещает орган местного самоуправления по месту расположения участка земли, который и находится в долевой собственности. Сообщение необходимо опубликовать в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте органа местного самоуправления, если это возможно. Причем, сделать это необходимо максимум за 40 дней до проведения собрания. Объявление следует разместить на информационных щитах, которые располагаются на территории муниципального образования по месту расположения участка земли и сделать это необходимо не позднее самого дня опубликования сообщения о намеченном мероприятии.

В соответствии с положениями пункта 5 статьи 14.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, общее собрание правомочно только в том случае, если на нем присутствует не менее 20% от общего количества участников. Если же способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на участок земли, то на собрании должны присутствовать участники, которые в совокупности владеют более чем 50% таких долей.

Правом участия в голосовании наделяются лица, которые представили документы для подтверждения своей личности и подтвердили свои полномочия наряду с правами на земельную долю.

Решения на собрании обычно принимают в процессе открытого голосования. Принятое решение считается таковым, если за него голосуют участники общего собрания, которые владеют более чем 50% долей общего числа долей собственников, которые присутствуют на собрании. Это условие выполняется только в случае, когда способ указания размера земельной доли допускает сопоставление долей в праве общей собственности на данный земельный участок. Также решение можно считать принятым, если за него голосует большее число участников собрания.

Факт принятия решения отмечается в протоколе. К протоколу составляют приложение – список участников долевой собственности, которые присутствовали на собрании, с указанием реквизитов документов, удостоверяющим их право на земельную долю. Протокол заверяют председатель, секретарь общего собрания, уполномоченное должностное лицо органа местного самоуправления, городского округа или поселения по месту расположения участка. Естественно, подписывать документ могут лица, которые присутствовали на собрании.

Обычно протокол составляется в двух экземплярах. Один из них находится у лица, который инициировал проведение собрания. Второй экземпляр остается в органе местного самоуправления городского округа или поселения по месту расположения земельного участка.

В Федеральном законе № 435-ФЗ указано, что владение, распоряжение и пользование земельным участком сельскохозяйственного назначения, который находится в долевой собственности более чем 5 лиц, должны осуществляться в соответствии с решениями участников долевой собственности, принятом на общем собрании. Пользование, владение и распоряжение этим участком в этом случае будет осуществляться с учетом положений главы 16 ГК РФ и особенностями, которые установлены земельным законодательством.

Согласно положениям пункта 2 статьи 14 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, участник долевой собственности имеет право выдать доверенность на совершение юридически значимых действий в отношении его земельной доли другому лицу. Уполномоченное лицо даже получит право голоса на общем собрании. Доверенность необходимо заверить у нотариуса либо уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления городского округа или поселения.

На общем собрании участников долевой собственности может приниматься решение о выборе лица, которое будет наделено полномочиями действовать без доверенности от имени всех участников в процессе решения вопроса по согласованию границ земельных участков. Это часто необходимо при обращении с заявлениями, в которых указан факт проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество или государственного кадастрового учета в отношении земельного участка и образованных из него территорий. Помимо этого, лицо может быть наделено правом на заключение договора аренды в отношении данного участка или подписания соглашения об установлении частного сервитута. В решении общего собрания частников долевой собственности также могут определяться сроки и объемы полномочий (до трех лет) этого лица. Его полномочия могут быть отозваны в результате принятия соответствующего решения общим собранием.

Помимо этого, было установлено, что смерть участника долевой собственности приводит к тому, что лицо, уполномоченное собранием, может выступить в качестве доверительного управляющего в отношении земельной доли, которая находилась в распоряжении умершего участника.

Государственная регистрация права на земельную долю и ее особенности

В Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество было внесено дополнение в виде новой статьи, содержание которой отражает особенности проведения государственной регистрации прав на земельную долю от общего участка.

Согласно пункту 1 статьи 24.1 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, было установлено, что заявление на государственную регистрацию имеет право подать не только собственник доли, но также и его представитель или уполномоченное лицо, которое было избрано общим собранием участников долевой собственности.

При регистрации перехода права собственности на земельную долю в случае ее продажи или внесения ее в уставный капитал следует предъявить документы, которые подтверждают тот факт, что приобретатель имеет возможность использовать земельный участок, в составе которого находится данная земельная доля.

Также было установлено, что наличие договора аренды земельного участка, который официально зарегистрирован, не может служить препятствием для регистрации перехода прав собственности на земельную долю в составе конкретного участка.

Отказ от права на земельную долю

Процесс регулирования оборота земельных долей был дополнен возможностью отказа лица от своего права на часть общей площади земельного участка. В пункте 1.1 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения и в статье 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество указано, что процесс отказа от права собственности на земельную долю может осуществляться путем подачи заявления в орган, который осуществляет государственную регистрацию прав собственности на недвижимое имущество и сделок с ним.

В процессе государственной регистрации отказа от права лица на земельную долю следует предъявить правоустанавливающие документы. Исключение составляют лишь случаи, когда право собственности на долю уже было зарегистрировано – этот факт отражен в пункте 2 статьи 30.2 Закона о государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество.

Процесс отказа от права собственности на земельную долю предполагает обязательное проведение государственной регистрации. Право собственности при этом прекращается с момента проведения этой регистрации, но оно возникает у городского округа или поселения по месту расположения участка земли. Государственная регистрация прав собственности муниципального образования или субъекта РФ при этом происходит автоматически – подавать документы и заявления вовсе необязательно. Этот факт закреплен в пункте 4 статьи 30.2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Невостребованная земельная доля

В Закон об обороте земель сельскохозяйственного назначения была введена новая статья, содержание которой касается невостребованных земельных долей. Невостребованной считается доля земельного участка от общей территории, принадлежащая на правах собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею другими способами по истечении трех и более лет подряд. Земельная доля, которая была зарегистрирована в соответствии с положениями Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, не признается невостребованной по указанной причине.

В пункте 2 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения указано, что невостребованной также можно считать земельную долю, сведения о собственнике которой не отмечены в решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо данная территория, собственник которой умер, и наследники в этом случае у него отсутствуют, либо наследование земли юридически невозможно.

Орган местного самоуправления городского округа или поселения по месту расположения земельного участка, который находится в долевой собственности, составляет список лиц (если они имеются), земельные доли которых можно признать невостребованными. Помимо этого, отдельным списком выносят и невостребованные земельные доли. Последний перечень должен быть представлен органом местного самоуправления городского округа или поселения по месту расположения земельного участка, который находится в долевой собственности. Общему собранию участников долевой собственности для утверждения.

Лица, которые считают, что они либо земельные доли, которые им принадлежат, были необоснованно включены в список невостребованных долей, имеют право на защиту своих интересов. Для этого им необходимо предъявить в орган местного самоуправления городского округа или поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, возражение, составленное в письменной форме, а также заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности. Подобное заявление может стать основанием для исключения из списка указанных лиц и их долей. Это предусматривает пункт 6 статьи 12.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

В течение четырех месяцев с момента опубликования списка невостребованных долей обще собрание участников долевой собственности имеет право принять решение по поводу этого вопроса. Но в Федеральном законе № 435-ФЗ не разъясняется, каким должно быть это решение.

В случае если общее собрание участников не принимает никакого решения, то в этом случае орган местного самоуправления по месту расположения земельного участка, который находится в долевой собственности, имеет право обратиться в суд, выступив с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли невостребованным. Требование органа местного самоуправления касательно признания за ним права собственности на участок земли может быть заявлено посредством составления и предъявления искового заявления к собственникам невостребованных земельных долей в суд по месту нахождения конкретного земельного участка. Это право регламентируется частью 1 статьи 30 ГПК РФ, в результате чего иск подлежит рассмотрению судом в порядке искового производства.

Выдел земельного участка в счет земельных долей

Новая редакция статьи 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения устанавливает тот факт, что порядок предоставления земельных участков в счет земельных долей становится возможным только в том случае, если на основании решения общего собрания участников долевой собственности будет утвержден проект межевания всех земельных участков. При этом одновременно должно быть принято решение, касающееся утверждения перечня собственников с размером их долей в праве общей собственности на земельные участки, которые образуются на общей территории. В этом случае лицо, которое желает выделить земельный участок, имеет право на самостоятельное заключение договора с кадастровым инженером на подготовку проекта межевания земель. Но этот проект предварительно следует согласовать с другими участниками долевой собственности, уделив особое внимание размеру и местоположению границ выделяемого земельного участка. Этот вопрос подробно рассматривается в пункте 9 статьи 13.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Задача кадастрового инженера в этом случае состоит в обеспечении возможности ознакомления с проектом межевания земельного участка, находящегося в долевой собственности, для заинтересованных лиц. Сам же проект утверждается на основе принятия решения общим собранием участников долевой собственности или решения собственника земельной доли, который выражает желание по выделению земельного участка.

Согласно положениям пункта 14 статьи 13.1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, все возражения, которые касаются местоположения или размера границ земельного участка, выделенного в счет земельной доли, должны быть направлены кадастровому инженеру, который занимался подготовкой этого проекта, а также в орган кадастрового учета по месту расположения данного участка. При этом все споры, которые касаются местоположения или размеров границ выделяемого участка в счет земельной доли, как и прежде, могут рассматриваться в суде.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, выдел земельной доли, которая находится в муниципальной собственности, должен осуществляться, прежде всего, за счет неиспользуемых земель, а также земель худшего качества.

Оборот земельных долей, находящихся в муниципальной собственности

При получении земельной доли на праве собственности в течение 6 месяцев с момента ее непосредственного получения орган местного самоуправления имеет право продать данную территорию по льготной цене сельскохозяйственной организации либо фермерскому (крестьянскому) хозяйству, которое использует данный земельный участок, находящийся в долевой собственности, по льготной цене. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, льготная цена определяется как 15% кадастровой стоимости площади земли, которая соответствует размеру земельной доли.

Если в течение 1 года с момента получения земельной доли орган местного самоуправления не может ее продать, то в этом случае он обязан потребовать выдела земельного участка в счет земельной доли, которая ему принадлежит.

Участки, которые выделены в муниципальную собственность в счет долей, находящихся в ней, могут передаваться на льготных условиях в пользование и владение без проведения торгов. Их может получить их в аренду или собственность соответствующая сельскохозяйственная организация или фермерское (крестьянское) хозяйство, которые обратились в орган местного самоуправления, предъявив заявление о заключении договора аренды или купли-продажи в течение трех месяцев с момента осуществления государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные территории. При этом в пункте 4 статьи 10 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения говорится о том, что стоимость такого земельного участка не может быть установлена выше 15% от его кадастровой цены, а арендная плата – 0,3% его кадастровой стоимости.

Не позднее, чем в течение 2-х недель с момента возникновения права муниципальной собственности на участок орган местного самоуправления должен опубликовать в СМИ и сети Интернет (если имеется такая возможность) информацию, которая касается возможности приобретения подобного участка на льготных условиях без проведения торгов.

Указанный Федеральный закон № 435-ФЗ вступает в свою силу с 01.07.2011 года. Исключения составляют положения, вступление в силу которых осуществляется с момента официального опубликования документа (31.12.2010 года).