Что нового принес 2017 год участникам госзакупок?

На протяжении более 10 лет госзакупки являются одной из важнейших сфер российской экономики. Контрактная система, которая была введена законом 94-ФЗ и на сегодняшний день регулируется 44-ФЗ, позволяет удовлетворять потребности не только государственных и муниципальных учреждений, но нуждающихся в честной конкуренции поставщиков. С начала этого года в закон о госзакупках были внесены изменения, важные и для заказчиков, и для участников.

Общественное обсуждение

Обязательным стало общественное обсуждение тендеров стоимостью выше 1 миллиарда. Для ряда закупок предусмотрены исключения в этом правиле, а именно – для:

  • оборонного заказа;
  • повторных закупок, проводимых после признания конкурентной процедуры несостоявшейся;
  • процедур закрытого типа;
  • запроса котировок по выбору исполнителя контракта по ликвидации последствий ЧС.

Новые пункты про план-график

Во-первых, новая редакция закона запрещает объявлять тендеры, не указанные в плане-графике. Подчеркнем, что за нарушение данного положения Административный кодекс предусматривает штраф для должностных лиц в 30 тысяч рублей.

Новым обязательным пунктом планов стал идентификационный код. Этот номер имеет длину 36 знаков и раскрывает информацию о номере заказчика, порядке закупки в плане-графике, дате опубликования закупки и т.д.

Дополнительные требования к поставщикам

Обязательством для участников закупок стало подтверждение соответствующими документами трех фактов:

  • организация участника не была лишена права заниматься деятельностью, связанной с объектом закупки, а руководитель не был лишен права занимать руководящую должность;
  • члены коллективного исполнительного органа, единоличный руководитель и бухгалтер не имели судимости по экономическим статьям;
  • за последние два года участник не привлекался к ответственности за административные правонарушения.

Порядок проведения закупок у единственного исполнителя

Изменения касаются списка товаров, работ и услуг, в закупках которых учреждения уголовно-исполнительной системы могут выступать в роли единственного поставщика. С другой стороны, было отменено выделение в этом списке тех ТРУ, которые закупаются у единственного поставщика только для УИС, службы судебных приставов и оборонзаказа.

Дополнительный контроль

В законе появились дополнения по мониторингу закупок – порядка их размещения, проведения, результатов и соблюдения планов-графиков, которые проводятся в Единой информационной системе. Мониторинг проводится органом исполнительной власти в сфере закупок, а отчет по его итогам должен передаваться в Правительство. Функционал ЕИС, в связи с этим, также расширился. Что касается контроля за финансовыми составляющими закупок – он перешел в ведение Федерального казначейства.

Профессиональные нормы для контрактных управляющих

Специалистом по закупкам теперь может стать лишь тот, кто имеет образование в данной сфере. В законе оно обозначается как «высшее или дополнительное», и на данный момент некоторые российские ВУЗы уже предлагают соответствующие образовательные программы.

Переход под действие 44-ФЗ унитарных предприятий

С начала 2017 года под действие закона о госзакупках подпадают МУПы и ГУПы. Многие из них еще не разобрались в вопросе об организации данной процедуры, а потому кратко опишем этот алгоритм. Выступая в качестве заказчика, предприятие должно

  1. Получить электронную подпись, которая позволит организовать электронный документооборот на госплощадках. Для этого нужно заполнить заявку на ее получение на сайте УЦ, оплатить счет, собрать документы и забрать готовый сертификат.
  2. Настроить рабочее место для работы на электронной площадке.
  3. Пройти регистрацию на ЭТП. Для регистрации необходимо подать заявление и предоставить электронные копии документов.
  4. Дождаться подтверждения от оператора площадки.

По прохождении этих этапов унитарное предприятие получит аккредитацию – право размещать тендеры и проводить электронные закупки.