Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство над детьми

2008 г. в России был объявлен Годом семьи. В 2007 г. принято решение и разработан механизм выплаты материнского капитала после рождения второго ребенка, с 1 января 2008 г. появятся два новых вида социальных выплат, направленных на помощь беременным женщинам и детям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Однако указанные примеры единовременных выплат семье не могут быть основанием наличия в Российской Федерации обоснованной государственной семейной политики.

Значительная часть этой программы должна быть отведена вопросам устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Количество таких детей, по разным источникам, колеблется от 1 до 4 млн. человек, причем из них только каждый десятый - сирота, а остальные стали таковыми при живых родителях. Основные причины: падение социального уровня семьи, ее материальные и жилищные трудности, межнациональные конфликты, рост внебрачной рождаемости, высокий процент родителей, ведущих аморальный образ жизни. В связи с этим вопросы правового регулирования устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, и защиты их прав и интересов в России имеют очень важное значение.

Ныне действующие нормативные акты, как правило, носят общий и неконкретный характер, не предусматривают финансового обеспечения, поэтому не достигают поставленных целей или просто не исполняются. Так, например, ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает гарантии прав на жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не имеющим жилого помещения, после окончания пребывания в социальном учреждении в связи с совершеннолетием. Такие дети должны обеспечиваться вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм по месту жительства органами местного самоуправления. При отсутствии жилого фонда им может предоставляться безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения за счет средств бюджета субъектов РФ. Такими средствами муниципальные образования и субъекты РФ не обладают, и только в пяти субъектах РФ, включая Самарскую область, часть таких детей обеспечиваются жильем, остальные стоят в очереди, а в других регионах жилье просто не выделяется. Эту проблему можно решить только при наличии целевой государственной программы.

В соответствии с семейным законодательством защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших родительское попечение, возлагается на органы опеки и попечительства. Функции этого органа определены Семейным кодексом РФ (далее - СК РФ), но нет законодательного акта, определяющего возложенные на него задачи, его структуру и полномочия.

В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" функции опеки и попечительства отнесены к вопросам местного значения муниципального района и городского округа. Необходимо исходить из того, что финансовые возможности не позволяют муниципальным образованиям решить эти важные задачи. Необходимо законодательно определить полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в вопросах опеки и попечительства с указанием конкретных задач и порядка бюджетного обеспечения.

С другой стороны, нехватка средств в бюджетах муниципальных организаций не является основной причиной неопределенного положения опеки и попечительства. Более важной причиной такого состояния является несовершенство правовой модели опеки, и становятся очевидными необходимость усиления позитивных начал в правовом регулировании опеки и попечительства, создание разновидностей (модели) опеки и попечительства, отвечающих интересам разных участников правоотношений.

Начиная с 90-х годов в России изменились многие институты гражданского и семейного законодательства, однако мало что изменилось в содержании норм об охране прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных лиц. Значительно увеличилось число детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось число усыновленных российскими гражданами, в отдельных регионах получили распространение такие формы определения детей в семью, как приемная семья и патронатная семья. Тем не менее, опека и попечительство остаются наиболее распространенной правовой формой устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей (в 2002 г. 44,8% детей переданы под опеку).

В действительности при осуществлении своих функций органы опеки и попечительства выполняют задачи государственного (федерального) масштаба. На сегодня этот орган управления выполняет основную работу по искоренению детской безнадзорности и борьбе с беспризорностью. Эта работа направлена на обеспечение выживания особых категорий граждан, т.е. на реальное обеспечение права человека на жизнь, что далеко выходит за рамки вопросов местного значения.

Представляется сегодня достаточно обоснованным положение о том, что институт опеки и попечительства является комплексным институтом права, так как отношения по опеке и попечительству регулируются нормами семейного, гражданского и административного права, поэтому представляется целесообразным эту группу правоотношений свести в федеральный закон, по аналогии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния".

Таким образом, опеку и попечительство можно рассматривать не только как форму устройства граждан, а также систему правоотношений, но и как институт законодательства, объединяющий нормы семейного, гражданского, административного и других отраслей права, регулирующих отношения по установлению, осуществлению и прекращению опеки и попечительства, объединенных общими целями и принципами. В настоящее время возникла необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, преобразования их совокупности в систему с учетом современных требований и подходов. С учетом разноотраслевого характера содержащихся в институте опеки о попечительства норм необходимо принятие Федерального закона "Об опеке и попечительстве".