Реестр недобросовестных поставщиков. Страхование ответственности

Реестр недобросовестных поставщиков. Страхование ответственности

Проблема включения в Реестр недобросовестных поставщиков информации о страхователях, поведение которых привело к страховым выплатам по договорам страхования ответственности за нарушение государственных (муниципальных) контрактов, и получения из него сведений о потенциальных страхователях носит важный практический характер. В статье содержится ряд предложений по совершенствованию законодательного регулирования этого вопроса.

Страховая деятельность неразрывно связана с оценкой рисков и возможности их принятия на страхование. Такая задача является тем более сложной, чем меньшим объемом информации о риске располагает страховая компания. С проблемой недостатка информации страховщикам в полной мере пришлось столкнуться, когда на российском страховом рынке появился новый вид страхования - страхование гражданской ответственности поставщика (подрядчика или исполнителя) по государственному или муниципальному контракту. Поскольку страховым случаем по данному виду страхования является неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по соответствующему контракту, перед страховщиком встает вопрос оценки вероятности наступления такого события, а также влияния различных факторов внешней среды и характеристик самого предприятия, индивидуального предпринимателя или иного лица, выступающего исполнителем по такого рода контракту, на факт нарушения принятых по нему обязательств. Однако, учитывая то обстоятельство, что отсутствуют прямые аналоги данного вида страхования как в России, так и на Западе, страховщики сталкиваются со сложностями при оценке данных рисков, которые заключаются как в недостатке репрезентативной статистики убытков, которую можно было бы использовать для определения уровня тарифных ставок, так и в отсутствии вследствие этого общепринятых подходов к оценке риска.

Одним из источников такой информации может служить Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). РНП по государственным (муниципальным) контрактам может служить для страховщиков, осуществляющих страхование ответственности по таким контрактам, источником важной информации о страхователях.

Реестр недобросовестных поставщиков ведется Федеральной антимонопольной службой (ФАС) в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). РНП находится в открытом доступе в сети Интернет. Поиск по реестру довольно прост: для этого достаточно знать либо наименование компании, либо ее ИНН. Также есть возможность использования расширенного поиска, когда информацию об интересующем поставщике (подрядчике или исполнителе) можно найти по дополнительным параметрам: местонахождению лица, включенного в реестр, а также по реквизитам самого контракта.

В настоящий момент РНП содержит около тысячи записей, что само по себе немного с учетом значительного количества государственных и муниципальных заказов. При этом надо иметь в виду, что лишь около 20% записей включены в реестр по причине расторжения контракта с поставщиком; остальные 80% записей - это информация о поставщиках (подрядчиках или исполнителях), уклонившихся от заключения контракта после победы на конкурсе или аукционе. Напрашиваются два вывода: либо действительно практически все государственные и муниципальные контракты выполняются без нарушений, либо информация, содержащаяся в реестре, является неполной. Для того чтобы понять причины незначительного количества записей в РНП, необходимо рассмотреть порядок включения туда поставщиков, объемы предоставляемой информации и сроки ее хранения.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона в РНП включаются сведения:
- об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта;
- поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми государственные или муниципальные контракты по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими соответствующих контрактов.

Таким образом, включению в РНП не подлежит информация об исполнителях, допустивших нарушение государственного или муниципального контракта, если не произошло его расторжения в судебном порядке, что, безусловно, ограничивает круг лиц, сведения о которых содержатся в РНП.

Неполнота содержащейся в реестре информации - это не единственная проблема, которая нуждается в решении. Отдельное внимание стоит обратить на порядок и сроки предоставления сведений в РНП. В настоящий момент Законом предусмотрены следующий порядок и сроки внесения данных в реестр:
- в случае расторжения контракта в связи с существенным нарушением его условий заказчик сообщает в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта сведения о поставщике в ФАС с приложением копии судебного решения (ч. 6 ст. 19 Закона). ФАС осуществляет размещение требований в реестре в течение трех рабочих дней с момента их получения (ч. 7 ст. 19 Закона);
- в случае уклонения поставщика от заключения контракта заказчик уведомляет об этом ФАС в течение трех - пяти рабочих дней (более подробно см. ч. 4 и 5 ст. 19 Закона). ФАС в течение десяти рабочих дней осуществляет проверку факта уклонения и в течение трех дней с момента подтверждения указанного факта осуществляет размещение сведений о поставщике в реестре.

Существующий порядок представления сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках или исполнителях) в РНП во многом объясняет причины того, что он на 80% состоит из сведений о лицах, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта - информация о таких поставщиках может быть предоставлена незамедлительно. В то же время представление информации о поставщиках (подрядчиках или исполнителях), не исполнивших контракт или исполнивших его с нарушениями, сопряжено с определенными трудностями, поскольку предполагает судебное расторжение контракта. Таким образом, период времени с момента нарушения поставщиком условий контракта до момента включения сведений в реестр может быть достаточно длительным, и недобросовестный поставщик сможет в этот временной интервал беспрепятственно участвовать в других конкурсах, что может привести к дальнейшим нарушениям им своих договорных обязательств. Все это дает основания для вывода о том, что действующий порядок приводит к несвоевременному включению данных в реестр и препятствует его эффективному использованию для оценки рисков невыполнения государственного или муниципального контракта.

Учитывая сказанное выше, можно сделать вывод о том, что несовершенство РНП, связанное как с неполнотой содержащейся в нем информации, так и со скоростью ее представления, во многом определяется тем, что основанием для включения данных в реестр является необходимость расторжения контракта в судебном порядке. Иллюстрацией этого может служить имевшая место на практике ситуация, когда нарушение контракта произошло осенью 2007 г., в начале 2008 г. страховщиком была произведена выплата страхового возмещения (финансового обеспечения) по факту нарушения государственного контракта, а сведения о неисправном поставщике до сих пор не включены в РНП. Такое положение вещей обусловлено тем, что государственный заказчик не инициировал расторжение контракта в судебном порядке, а у страховщиков вообще отсутствует не то что обязанность, но даже право на представление сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках и исполнителях) в РНП.

Следует отметить, что положения о порядке ведения РНП содержались и в первой редакции Закона, однако впоследствии они претерпели ряд изменений: так, в предыдущей редакции не было указания на судебное расторжение контракта. Таким образом, в соответствии с прошлой редакцией Закона включению в РНП подлежали сведения обо всех поставщиках, с которыми были расторгнуты контракты, вне зависимости от того, в каком порядке осуществлялось расторжение - на основании решения суда или по соглашению сторон. Такая редакция, по нашему убеждению, является предпочтительной, поскольку делает информацию, содержащуюся в РНП, более полной и оперативной. Но и это еще не все. Для того чтобы сделать реестр более объективным с точки зрения полноты представленной в нем информации, по нашему мнению, необходимы следующие изменения:

- основанием для включения сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП должно служить не расторжение контракта с ним, а сам факт допущенных нарушений договорных обязательств. В противном случае, несмотря на существенные нарушения, поставщик не будет включен в РНП, если контракт с ним не расторгнут, что приведет к фактическому искажению содержащейся в реестре информации;

- правом представления информации в реестр должен быть наделен не только государственный (муниципальный) заказчик, но и лица, выдающие финансовое обеспечение исполнения контракта, - банки и страховые компании. На данный момент такое право у банков и страховщиков отсутствует, и соответственно поставщики (подрядчики, исполнители), по факту нарушения контракта которыми было выплачено финансовое обеспечение, могут быть не включены в РНП, если государственный (муниципальный) контракт не был расторгнут с ними в судебном порядке. Более того, указанные изменения в Закон позволили бы страховщикам обмениваться информацией о выплате страхового возмещения по договорам страхования, заключенным с неисправными должниками (поставщиками, подрядчиками, исполнителями), с другими участниками рынка, тогда как в настоящий момент такая возможность отсутствует, поскольку страховщик обязан соблюдать тайну страхования;

- необходимо установить ответственность за непредставление сведений о недобросовестных поставщиках, а также за представление неполной или недостоверной информации или несвоевременное ее представление. В настоящий момент в Законе предусмотрена обязанность государственных и муниципальных заказчиков по представлению данной информации в РНП, но не установлено санкций за нарушение данного положения Закона. Это фактически делает добровольным процесс представления в реестр сведений и снижает их достоверность.

Указанные изменения позволят, как мы считаем, в значительной степени решить проблемы, связанные с полнотой и своевременностью включения в РНП информации, и существенно повысят эффективность его применения с целью выявления недобросовестных поставщиков (подрядчиков и исполнителей) и недопущения их к участию в размещении государственного или муниципального заказа. Это позволит учесть интересы как самих государственных и муниципальных заказчиков, так и других пользователей реестра - банков и страховых организаций.

Уже сама по себе возможность проверки причастности потенциального страхователя к РНП есть ценная информация для страховщика с точки зрения оценки риска. Однако не меньший интерес представляют данные, содержащиеся в реестре, с точки зрения выявления закономерностей между определенными характеристиками поставщика (подрядчика или исполнителя), предметом контракта и фактом его неисполнения.

Реестр в настоящее время содержит следующие сведения:
- наименование поставщика;
- о дате проведения конкурса или аукциона, запроса котировок;
- о предмете, цене контракта и сроке его исполнения;
- основания и дату расторжения контракта;
- о регионе, дате внесения сведений в РНП.

Для страховщика большой интерес представляет анализ причин расторжения контрактов, однако в большинстве случаев в реестре информация о причинах расторжения указана ненадлежащим образом: вместо сведений о конкретных причинах указаны лишь ссылки на соответствующее решение суда. Между тем анализ причин позволил бы получить представление о потенциальных причинах нарушения контрактов.

Анализ регионального аспекта также не позволяет выявить закономерности между фактом расторжения контракта и местом его исполнения: поставщики (подрядчики, исполнители), допустившие существенные нарушения государственного (муниципального) контракта, достаточно равномерно распределены по субъектам РФ, и лидерство того или иного региона по данному параметру может объясняться региональной структурой государственного (муниципального) заказа.

В то же время рассмотрение отраслевой принадлежности расторгнутых контрактов позволяет выявить достаточно интересные факты: наибольшее число контрактов, выполненных с нарушениями, приходится на строительство, поставку оборудования, а также продовольственных товаров (см. рисунок). И если ситуацию со строительными контрактами можно объяснить тем, что они составляют значительную долю от общего количества государственных (муниципальных) заказов, то причины такого количества расторжений контрактов при поставках продовольствия неочевидны и требуют более детального изучения.

С точки зрения оценки риска неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта полезным также может быть анализ следующих параметров: вида контракта (муниципальный или государственный), наименования заказчика, организационно-правовой формы поставщика (подрядчика, исполнителя), времени его деятельности на рынке и т.д.

Так, срок деятельности компании является одним из ключевых показателей, позволяющим прогнозировать вероятность нарушения контракта, поскольку относительно продолжительная история работы исполнителя в соответствующей сфере деятельности означает наличие опыта деятельности в определенной сфере, и в связи с этим для страховщика гораздо более ценным может являться не факт отсутствия отрицательного опыта (предполагающего включение поставщика в РНП) в исполнении контрактов (поскольку это может означать отсутствие опыта вообще), а наличие положительного опыта. К сожалению, информация о дате государственной регистрации компании-поставщика (подрядчика, исполнителя), как и некоторая другая информация (например, о виде контракта (муниципальный или государственный), наименовании заказчика), отсутствует в реестре.

С учетом того, что в соответствии с ч. 10 ст. 19 Закона данные хранятся в РНП два года, отсутствие в нем записи о компании со стажем деятельности более двух лет позволяет говорить об определенной степени ее надежности. С другой стороны, отсутствие записи в реестре при коротком сроке существования поставщика (подрядчика или исполнителя) может говорить как об отсутствии опыта в исполнении государственных или муниципальных контрактов, так и о том, что после внесение записи в РНП компания могла перерегистрироваться.

Резюмируя все вышесказанное, можно говорить о том, что проверка поставщика на предмет наличия о нем сведений в РНП является одним из обязательных этапов оценки риска неисполнения или ненадлежащего исполнения контракта, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Закона отсутствие сведений об участниках размещения заказа в Реестре недобросовестных поставщиков является дополнительным требованием к участникам конкурса, которое устанавливается по усмотрению государственного или муниципального заказчика, что на практике означает возможность допуска к участию в конкурсах по размещению государственного (муниципального) заказа и организаций, сведения о которых включены в РНП.

Однако содержащаяся в РНП информация может лишь ограниченно использоваться для оценки возможности принятия риска на страхование. Ограничения связаны с длительностью сроков внесения сведений в реестр с момента нарушения контракта и отсутствием информации о нарушениях, которые не рассматривались в судебном порядке. В связи с этим отсутствие информации о поставщике (страхователе) в реестре является необходимым, но недостаточным условием и может использоваться только в качестве дополнительного критерия. Вместе с тем предлагаемые в данной статье изменения могут, как нам представляется, значительно расширить возможности использования РНП при оценке рисков. Эти предложения были предметом рассмотрения рабочей группы экспертного совета при Росстрахнадзоре по проблемам страхования ответственности по государственным (муниципальным) контрактам и получили поддержку присутствующих на заседании представителей страховых организаций. Видимо, есть необходимость страховому сообществу активизировать свои усилия с целью внесения соответствующих поправок в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Д.А.Зенка