Слушание дела в суде

Обнародован Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 № 7-ФКЗ
"О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

В организацию Конституционного суда и порядок рассмотрения им дел были внесены изменения посредством принятия нового Федерального закона. Так из Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» были исключены нормы, посредством которых устанавливается возможность рассмотрения дел не только в «пленарном» (едином) заседании Суда, но также на заседании его палат. Также из Закона были удалены нормы, благодаря которым ранее осуществлялась организация работы палат и их комплектование.

Теперь Конституционный Суд Российской Федерации может разрешать споры в рамках отдельных категорий дел без необходимости проведения слушаний. Так, например, именно это предусматривается в рамках дел о соответствии высших нормативных правовых актов Конституции РФ. Это относится к федеральным законам, нормативно-правовым актам Президента РФ, правительства РФ, Государственной Думы, Совета Федерации, международных договоров, не вступивших в силу и т.д. Исключение составляют только федеральные и федеральные конституционные законы края, республики, города, области, автономного округа и т.д.

Также действия Конституционного Суда РФ могут включать в себя:
- проведение проверок конституционности закона по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, используемого при рассмотрении конкретного дела;
- проверка конституционности закона по запросу судов, если суд придет к выводу, что положения, оспариваемые заявителем, аналогичны нормам, которые ранее были признаны несоответствующими положениям Конституции или вытекают из них.

Стоит отметить, что слушание дела в суде в ряде случаев является обязательным. Это относится к случаям, когда письменное ходатайство с возражением против использования такой процедуры подано Советом Федерации, Президентом РФ, Государственной Думой, Правительством РФ либо органом государственной власти РФ. В этих случаях предполагается проведение судебного разбирательства о соответствии нормативно-правового акта Конституции РФ. Подобное ходатайство может подать заявитель, если проведение слушания используется для обеспечения его прав.

Помимо этого, в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены и другие коррективы. Например, было произведено уточнения подачи запросов в Конституционный Суд РФ, которые касаются конституционности закона, посредством которого производится слушание по делу в суде. Также известно, что граждане имеют право обратиться в Конституционный Суд РФ, подав жалобу с указанием нарушения их прав посредством закона, используемого в деле. А суд, в свою очередь, может подать в Конституционный Суд РФ запрос о соответствии закона, используемого в деле, Конституции РФ.

Из Закона была исключена норма, посредством которой устанавливается факт досрочного освобождения от занимаемой должности заместителя Председателя Конституционного Суда РФ или самого председателя, если этот вопрос поставят, как минимум, 5 судей. Также определено, что предельный возраст пребывания в должности судьи на Председателя Конституционного Суда РФ не распространяется. Помимо этого, в законе указан порядок, в рамках которого судья Конституционного Суда РФ может получить квалификационный класс.

Вступление в силу данного Федерального закона произойдет по истечении 90 дней с момента его официального опубликования.