Как избежать ошибок при продаже ООО
При продаже компании риски могут возникать как у продавца, так и у покупателя. Чтобы устранить или минимизировать их, можно оформлять и подавать документы при поддержке юриста, проводить различные проверки, переговоры, иные мероприятия. Также важно соблюсти нормы законодательства, чтобы избежать отказа со стороны ИФНС. Финансовые риски можно оценить в ходе независимого аудита.
На что обратить внимание при оформлении договора
Со стороны продавца компании риски могут возникать по следующим направлениям:
- неисполнение обязательств со стороны покупателя (например, отказ оплатить остаток суммы по договору);
- отказ в регистрации при обращении в налоговую инспекцию (например, при несоблюдении формы заявления Р14001, ошибок в документе);
- персональная ответственность учредителей за решения, принятые до совершения сделки;
- предъявление требований со стороны контрагентов по действующим договорам.
Чтобы избежать проблем при исполнении договора, можно максимально точно описать меры ответственности. Также возможен вариант с установлением залога на определенное имущество, пока покупатель не переведет средства по сделке. Не возникнет сложностей с оплатой, если договор будет предусматривать полный расчет до обращения в ИФНС.
Чтобы устранить отказ при регистрации, необходимо правильно заполнить формы Р14001. Сложностей с оформлением этого документа обычно не возникает. Порядок заполнения всех разделов заявления описан в нормативных актах ФНС. Если заполнять заявление через сервис на сайте налоговой службы, большинство сведений будет подставлено автоматически. Также можно воспользоваться услугами юриста, который оформит и подаст документы на регистрацию по доверенности.
Как снизить риски при продаже ООО
Наиболее серьезные последствия может повлечь привлечение продавца к ответственности уже после заключения сделки. Это может быть:
- взыскание административных штрафов, назначение иных санкций (например, если будет выявлено нарушение, состоявшееся до продажи ООО);
- субсидиарная ответственность за причинение ущерба ввиду неправомерных действий, незаконных решений;
- оспаривание и аннулирование сделок с активами, если были нарушены нормы закона (это повлечет возврат всего полученного по договору);
- уголовное наказание (например, за мошенничество при кредитовании, за большие долги по налогам).
Чтобы избежать указанных проблем, можно провести внутреннюю проверку документов, отчетности, сделок. Объективные выводы о финансовых и иных рисках даст независимый аудит. Также учредители могут назначить и провести ревизии, инвентаризации и иные мероприятия. Это поможет устранить нарушения, привести в порядок дела.
Большинство проблем при продаже ООО можно устранить, если вести подготовку к сделке через юриста. Как минимум, он поможет собрать, оформить и подать документы, оценить риски для учредителей, руководителя компании. Также можно самостоятельно изучить полезные материалы по теме в блоге юриста, нормативные акты, судебную практику по корпоративным спорам.