Как не попасть в долговую яму?

Существует мнение, что избалованные стабильностью советского прошлого россияне не умеют управлять своими финансами. Что они не в состоянии правильно рассчитать и предусмотреть все риски сегодняшних реалий. И такая точка зрения оправдана: наши граждане предпочитают покупать товары в кредит, чем копить на них деньги. И редко учитывают те подводные камни, которые имеются в системе взаимоотношений банка и заемщика.

Однако, не стоит обвинять нас в нетерпеливости: иностранцы зачатую с рождения живут в долг. Упрекнуть русских можно только в том, что они юридически безграмотны в финансовых вопросах. Мы склонны бездумно подписывать договора кредитования не вникая в их условия и, зачастую, даже не читая того, что в них написано. Умные банковские работники не упускают случая воспользоваться доверчивостью и наивностью гражданина. В договорах самые "неудобные" для него обязательства и условия погашения долга напечатаны мелким шрифтом, трудноразличимым даже для человека со 100% зрением.

Банки рекламируют свои услуги, производители - товар. И в этой игре все не так честно. Это в некоторой степени снимает ответственность с должника. Атака на разум ведется посредством рекламных роликов, которые ежедневно "крутит" ТВ. Для стимулирования потребительского спроса используется все, в том числе чувства человека. Например, "сезонные" страхи заболеть ОРВ или подцепить новый штамм гриппа определяют поток соответствующей рекламы "сезонного" же содержания. Всем известный ролик "Колдрекс Хотрем" в программе экспертизы текстов внушения выглядит следующим образом:

  • максимально: зловещий, тревожный;
  • по убывающей: устрашающий, тихий, минорный, печальный;

Что это значит? То, что сочетание слов и воздействие звукового ряда специалисты расценивают как жесткое кодирование, то есть, ведется целенаправленное воздействие на подсознание человека, провоцируется возникновение устойчивого желания покупать именно этот товар и нейтрализовать тем самым свой "сезонный" страх заболеть. Подобным образом составлены все остальные ролики; "Терафлю", "Риниколда" и др.

Так ли уж виноваты россияне в том, что не всегда могут удержаться от покупки в кредит столь важного для них товара, если навязывается он весьма изощренно? А рекламируется не только лекарство или продукты питания, но и автомобили, туристические туры, дорогостоящая бытовая техника. Результат таков, что подавляющее большинство населения страны находится в долговой яме. Задолженность возникает неизбежно, стоит только раз задержать выплату по кредиту: мелкий шрифт то никто не читает, и о штрафных санкциях банки по большей части умалчивают.

Возникают проблемы с кредитором, затем коллекторами, и, как результат, взыскание долгов через суд. Помочь в такой ситуации сможет только грамотный юрист. Он максимально минимизирует потери. Но привлекать специалиста нужно не тогда, когда пристав на пороге, а намного раньше: на досудебной стадии решения вопроса. Еще умнее получить у него консультацию перед тем, как решиться подписать договор кредитования. Это позволит трезво оценить свои возможности и удержаться от ошибочного шага.