Вы здесь

Отзыв лицензии. Другие меры административной ответственности

Период, предшествовавший принятию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), характеризовался тем, что с учетом характера предусмотренных правовой санкцией правоограничений и порядка применения все меры административной ответственности, применяемые к юридическим лицам, можно было подразделить на меры морально-правовой, имущественной и организационно-правовой направленности. Объясняется это применением к юридическим лицам иных санкций, которые ранее были закреплены в нормах многочисленных тематических специальных правовых актов, устанавливающих их административную ответственность.

В частности, в юридической литературе таковыми признавались: отзыв и приостановление действия лицензии; аннулирование лицензии; лишение права заниматься определенными видами деятельности; ликвидация юридического лица; взыскание стоимости товаров и транспортных средств.

Некоторые из перечисленных мер административной ответственности применялись в административном порядке, другие - в судебном. Содержание одних состояло в воздействии на саму деятельность коллективного субъекта права, на организационно-правовую сферу его интересов, другие затрагивали исключительно материальную (финансовую) сторону и влекли имущественные потери для юридического лица.

С принятием КоАП ситуация изменилась. Стремясь выстроить единую систему мер административной ответственности, законодатель тем не менее не включил ни одну из указанных мер в перечень административных наказаний. На протяжении более двух лет перечень административных наказаний оставался неизменным. А поскольку перечень является еще и исчерпывающим, новые виды наказаний могли быть введены только КоАП. Таким образом, правовые основания для применения других административно-правовых санкций согласно КоАП отсутствовали.

Однако сам факт отсутствия подобных мер в КоАП еще не свидетельствует о том, что они не применяются совсем. Представляется, что непоследовательная реализация включения всех административных правонарушений в единый кодифицированный федеральный акт привела к ситуации, когда вне рамок его регулирования остались отдельные правовые нормы и предусматриваемые ими санкции. Эти нормативные установки продолжали и продолжают регулировать определенный круг общественных отношений, а меры ответственности влекут для правонарушителей различного рода негативные последствия.

Например, ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 8 августа 2001 г. (ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ) предусмотрены такие меры ответственности, как приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.

Указанная статья предусматривает, что в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий лицензирующие органы вправе приостановить действие лицензии на срок до шести месяцев для устранения нарушений. В том случае, если выявленные нарушения не были устранены в срок, лицензирующий орган обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии и приостанавливает действие лицензии на период до вступления в силу решения суда. Кроме того, лицензирующий орган вправе аннулировать лицензию и без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии.

Другой пример. Согласно ч. 2 ст. 32 Федерального закона "Об экспортном контроле" от 18 июля 1999 г. (ред. Федерального закона от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ), нарушение законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля, повлекшее за собой причинение существенного ущерба политическим и экономическим интересам Российской Федерации, обороне страны и безопасности государства, влечет ответственность организаций в виде лишения права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности на срок до трех лет. Более того, вопрос о возможности лишения организации права заниматься отдельными видами внешнеэкономической деятельности решается Правительством Российской Федерации по представлению межведомственного координационного органа по экспортному контролю.

Можно также обратить внимание на ст. 51 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" от 8 января 1998 г. (в ред. Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ), предусматривающую, что в случаях непринятия юридическим лицом мер, указанных в предписании органа по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, либо в случае иного неоднократного нарушения законодательства об обороте наркотических средств и психотропных веществ юридическое лицо по решению суда может быть ликвидировано.

Возможность и обязанность отзыва Банком России у кредитной организации лицензии на осуществление банковской деятельности предусмотрена также ст. 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" от 2 декабря 1990 г. (в ред. Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 144-ФЗ).

Федеральным законом N 45-ФЗ от 9 мая 2005 г. (в ред. Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 82-ФЗ) в систему административных наказаний была добавлена еще одна мера административной ответственности, которая применима в том числе и к юридическим лицам. Речь идет об административном приостановлении деятельности, под которым понимается временное прекращение деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств и структурных подразделений, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток по основаниям, указанным в части 1 ст. 3.12 КоАП (угроза жизни и здоровью людей, возникновение эпидемии и эпизоотии, заражение подкарантинных объектов, наступление радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинение существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды и прочее). При этом если устранены указанные выше обстоятельства, то за судьей, рассматривавшим дело, закреплена возможность досрочного прекращения исполнения административного приостановления деятельности.

Первоначально рассматриваемая мера ответственности была предусмотрена законодателем за совершение 34 составов административных правонарушений (прежде всего это нарушения санитарно-эпидемиологических требований; нарушения в области охраны окружающей природной среды; в сфере промышленности, строительства и энергетики; нарушения ветеринарно-санитарных правил; в области связи и финансов). Однако Федеральным законом от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ перечень составов, предусматривающих возможность назначения административного приостановления деятельности, был расширен еще на семь составов.

Представляется, что административное приостановление деятельности виновного в совершении правонарушения юридического лица является весьма действенной мерой ответственности, поскольку, как и административный штраф, относится к числу экономических санкций и по смыслу ч. 2 ст. 3.12 КоАП является весьма строгой мерой, назначаемой лишь в тех ситуациях, когда менее строгое наказание не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в целях обеспечения однозначного понимания и придания стройности (последовательности, логичности, непротиворечивости) институту административной ответственности (в том числе и относящейся к юридическим лицам) необходимы системные преобразования.

Представляется, что возможно несколько приемлемых вариантов решения обозначенной проблемы.
Первый вариант связан с внесением в обозначенные выше и другие аналогичные тематические законы, предусматривающие различные виды мер принуждения, соответствующих изменений. Опираться при этом целесообразно на систему традиционных видов юридической ответственности в рамках сформулированных законодателем наказаний. Другим вариантом могло бы быть дальнейшее совершенствование (либо расширение) системы административно-правовых санкций, применяемых к правонарушителям с учетом мер ответственности, закрепленных вне рамок КоАП (отзыв и приостановление действия лицензии; аннулирование лицензии; лишение права заниматься определенными видами деятельности; ликвидация юридического лица и прочее).

Шилов Ю.В.

Вопросы, которые нам задают

Дмитрий
Москва
12.09.2016 - 11:41
Если есть постановление суда, устанавливающее право отца на общение с ребенком, но ребенок отказывается общаться с отцом, могут ли на мать составить протокол по ст. 5.35 ч.2 КоАП РФ за то что она препятствует общению? ...
Ответил адвокат - Королева С.О.:Здравствуйте Дмитрий! При выявлении должностным лицом ФССП России административных правонарушений, предусмотренных ч. ч. 2 ст. 5.35 КоАП РФ, протокол составляется немедленно. В случае, если...
Алексей
Москва
07.09.2016 - 13:09
У страховой компании Антал-страхование отозвали лицензию. Застрахован по КАСКО. Страховым полисом не воспользовался, срок действия еще не истек! Могу я получить возмещение (компенсацию) по полису? В КАСКО было предусмотрена выплата по обращению без справок (одна выплата). ...
Ответил адвокат - Королева С.О.:Здравствуйте Алексей! Согласно п. 2 ст. 958 ГК РФ страхователь (выгодоприобретатель) вправе отказаться от договора страхования в любое время, если к моменту отказа возможность наступления страхового...
Татьяна Рябова
Петушки
27.11.2014 - 20:33
Коллега был незаконно уволен за прогулы. Обратился с иском в суд с требованием изменить запись в трудовой книжке. Суд на стороне работника (документы, доказывающие прогулы были очень небрежно сфальсифицированы). Предприятие - банкрот с 11.09.2014 г. Уволили его 24.09.2014 г. Может ли работник обратиться с ходатайством в суд во время очередного слушанья, что бы привлечь к административной ответственности руководителя, кадровика (дисквалификация, приостановка деятельности, штраф)? Прокуратура
Ответил адвокат - Коллегия адвокатов:Здравствуйте Татьяна! В соответствии со ст. 303 УК РФ фальсификация доказательств по гражданскому делу лицом, участвующим в деле, или его представителем - наказывается штрафом в размере от ста...
Показать все

Задать свой вопрос адвокату

Уважаемые посетители сайта! Бесплатная юридическая консультация онлайн работает на нашем сайте с 2004 года. Бесплатная юридическая консультация предоставляется только практикующими юристами и адвокатами Москвы, имеющими опыт работы в различных отраслях права более 20 лет. Получить юридическую консультацию бесплатно можно на нашем сайте без регистрации. Если вам нужна консультация юриста (адвоката) в Москве бесплатно в интернете в режиме online, предоставленная на высоком профессиональном уровне, наш сайт для вас. Ответ на вопрос будет направлен вам на почту в кратчайшие сроки и опубликован на сайте. Для удобства пользования разработан рубрикатор вопросов и ответов.

consult

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <strong></strong><ul><ol><li><em><i><p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Например: Как выписать человека из квартиры, если он не живет 10 лет?
Укажите для быстрого получения ответа на вопрос, телефон будет виден ТОЛЬКО администрации сайта
Укажите для быстрого получения ответа на вопрос, e-mail будет виден ТОЛЬКО администрации сайта
To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вертикальные вкладки

Категория вопроса
- Выберите -

Успешные дела

Адвокаты нашей Коллегии успешно провели большое количество дел

Посмотреть все дела