Юридические адреса: разберемся в ситуации

Юридические адреса: вопросы и ответы

Для чего необходим юридический адрес?

Термин «юридический адрес» является одним из основополагающих понятий в области
государственной регистрации юридических
лиц
. Юридический адрес представляет собой адрес места нахождения юридического
лица, документально закрепленный за ним при регистрации. Наличие юридического адреса
является основанием для взятия предприятия на учет местными органами государственной
налоговой инспекции. Кроме того, термином «юридический адрес» нередко называют обособленный
вид юридических услуг, связанный с предоставлением документов, подтверждающих местонахождение
юридического лица по указанному адресу. К числу такого рода услуг относится, например,
составление договора аренды нежилого помещения.

Что касается действующего законодательства, то необходимо отметить, что понятие
«юридический адрес» в нем как таковое не существует. В большинстве законодательных
и нормативно-правовых документов фигурирует формулировка «адрес место нахождения»,
которая отражает сущность юридического адреса. Тем не менее, не смотря на отсутствие
официально закрепленной трактовки, термин «юридический адрес» является устоявшимся
и широко используется в различных областях права.

Имеются ли основания для предоставления документов на юридический адрес в налоговую
инспекцию при прохождении первичной регистрации или смене адреса юридического лица?

В соответствие с действующим законодательством РФ, для прохождения процедуры
первичной регистрации юридического лица не требуется предоставление документов,
удостоверяющих право регистрации по адресу, указанному в учредительных документах.
Предъявление таких документов не требуется и при смене юридического адреса.

Несколько лет назад столицу захлестнула волна настоящих «репрессий» со стороны
государственных налоговых органов. Так, в феврале 2006 года все московские банки
с легкой руки ИФНС №46 получили «черные» списки «адресов массовой регистрации» с
указанием юридических адресов «многоразового пользования». По данным налоговых служб,
в списки вошло более 7 тысяч московских адресов, по которым было официально зарегистрировано
порядка 10 различных организаций. Следует отметить, что в «черный» список попали
не только добросовестные коммерческие организации и крупные бизнес-центры столицы,
но и Территориальные Агентства по Развитию Предпринимательства. Сегодня в условиях
отсутствия официальной реакции ЦБ на подобные выпады со стороны налоговых органов,
политика коммерческих банков в отношении компаний с «массовыми» адресами весьма
неоднозначна. Некоторые банки командируют своих представителей непосредственно на
«поле боя», дабы убедиться в том, что организация, желающая открыть банковский счет,
действительно находится по указанному юридическому адресу. Однако в большинстве
случаев многие банки попросту отказываются открывать счета организациям из «черного»
списка.

Помимо недоверия со стороны банковских учреждений, компании с «массовыми» адресами
претерпевают и от притеснений со стороны территориальных налоговых инспекций. Налоговые
инспекторы отправляют официальные запросы руководителям и учредителям компаний с
целью подтверждения либо смены
юридических адресов
, указанных при государственной регистрации юридических лиц.
Кроме того, в случае обращения такой организации в налоговые органы за дубликатами
документов, при постановке на учет ККМ или по другой причине, представители налоговой
инспекции, в первую очередь, обращают внимание на принадлежность юридического лица
к числу компаний с «массовыми» адресами и требуют предъявления договора аренды.
Кроме того, если адрес, указанный в договоре аренды, не совпадает с юридическим
адресом организации, инспекторы нередко требуют внести соответствующие коррективы
в учредительные документы.

Подводя итоги всего выше сказанного, следует отметить, что стратегия, выбранная
налоговыми органами для борьбы с фирмами-однодневками, существенно отравляет жизнь
не только фиктивных, но и вполне добросовестных организаций. Поэтому в сфере последних
событий проблема выбора юридического адреса по-прежнему остается актуальной.

Стоит ли приобретать юридический адрес?

В идеале юридический адрес и фактическое местоположение фирмы должны совпадать.
Однако далеко не каждая организация может позволить себе такую «роскошь». Аренда
офисных помещений в большинстве случаев занимает львиную долю расходов малых частных
предприятий, поэтому при повышении арендных ставок многие из них оказываются не
в состоянии платить по счетам. В итоге предприятие переезжает по другому адресу
и юридический адрес, закрепленный за ним при регистрации, становится уже не актуальным.
Кроме того, бывают и такие случаи, когда организация по тем или иным причинам не
хочет раскрывать для налоговых служб свое реальное местоположение. В таких ситуациях
оптимальным выходом является приобретение юридического адреса.

Наиболее целесообразный вариант – покупка «не массового» адреса. На сегодняшний
день перечень адресов, не внесенных в «черный» список налоговых служб отличается
большим разнообразием. Правда, стоимость таких адресов на порядок превышает цены
на адреса «массовой регистрации».

Можно ли использовать в качестве юридического лица домашний адрес учредителя?

Во многих ситуациях регистрация компаний осуществляется по домашнему адресу одного
из учредителей. Как правило, этот способ регистрации используется для экономии денежных
средств. Однако нередко регистрация по месту проживания учредителя осуществляется
исключительно из соображений удобства. Ведь, в отличие от приобретенных адресов,
такие юридические адреса не входят в «черные» списки налоговой инспекции. Кроме
того, такой способ регистрации очень удобен для получения почты.

Так или иначе, при регистрации компании по домашнему адресу учредителя необходимо
учитывать тот факт, что примерно в 20% случаев столичная ИНФС №46 реагирует на такие
действия отказом. Исход регистрации во многом зависит от субъективных факторов,
т.е. от мнения того или иного инспектора, рассматривающего документы для регистрации.
Что касается законодательства, то, к сожалению, оно дает весьма противоречивую оценку
таких действий.

Что такое почтовое и секретарское обслуживание?

Термин «почтовое обслуживание» расшифровывается как совокупность всех действий,
связанных с получением, хранением и передачей почтовой корреспонденции, приходящей
в адрес организации. Юридический адрес служит связующим звеном между государственными
органами и юридическими лицами, так как именно по юридическому адресу всегда отправляются
судебные извещения, официальные запросы и претензии контрагентов. Именно поэтому
для многих организаций своевременное получение почтовой корреспонденции является
жизненно важным условием для осуществления хозяйственной деятельности.

Секретарское обслуживание, как правило, подразумевает подтверждение собственником
фирмы информации относительно местоположения по юридическому адресу. Кроме того,
секретарское обслуживание включает прием звонков и факсимильных сообщений в адрес
компании. В ряде случаев при секретарском обслуживании работникам предоставляется
место для хранения учредительных документов компании или помещение для принятия
выездных проверок налоговых служб.

Имеет ли смысл продление договора на предоставление юридического адреса?

На сегодняшний день не существует каких-либо обязательных требований относительно
продления договоров на юридические адреса. В преобладающем большинстве случаев юридические
адреса приобретаются исключительно для первичной регистрации и продлеваются только
в тех случаях, когда налоговая служба или другие государственные органы начинают
требовать от предприятия подтверждения юридического адреса. Нередко основанием для
продления договора служит и почтовое обслуживание.

Что входит в комплект документов на юридический адрес?

Если вы столкнулись с проблемой приобретения юридического адреса, мы можем помочь
вам в его покупке, документальном оформлении и почтовом обслуживании. Комплект документации
для приобретения юридического адреса включает в себя:

  • гарантийное письмо в ИФНС г. Москвы №46;
  • договор аренды, согласно которому фирма получает право арендовать офисное
    помещение или рабочее место;
  • свидетельство на право собственности, заверенное нотариусом в установленном
    порядке.

Стоимость юридического адреса зависит от собственника.

Как приобрести юридический адрес?

Покупка юридического адреса – важный шаг для любой компании. Сегодня для того,
чтобы приобрести юридический адрес, вам необходимо
всего лишь сообщить нам полное наименование юридического лица, ФИО директора компании
и контактный телефон вашей организации. Оформление полного пакета документов на
юридический адрес будет выполнено в течение 1-3 дней с момента внесения 100%-й предоплаты
и предоставления указанной информации.