Регистрация права собственности при разделе земельного участка

Раздел земельного участка — процедура, подлежащая не только детальной фиксации в технических документах, а и обязательной государственной регистрации. С деталями этой процедуры с нами поделился юрист по земельным вопросам компании «Правое дело».

Раздел земельного участка

Земельный участок — это поверхность земли с чёткими границами. Границы, статус и другие детали участка зафиксированы в технической документации и отражены в государственном кадастре. При необходимости его раздела по тем или иным причинам, на месте одного участка документально оформляются два (или больше), на каждый из которых выдаётся отдельное свидетельство о праве собственности. Поставив участок на кадастровый учёт и оформив правоустанавливающий документ, собственник может использовать землю по своему усмотрению.

Раздел земельного участка законодательно регулируется ст. 11.4 Земельного кодекса РФ. Следует помнить, что при разделе земли сохраняются следующие характеристики:

  • Категория земли и целевое назначение участка;
  • Размеры выделенных долей в пределах площади участка, который разделялся;
  • Имеющиеся права третьих лиц на пользование объектом (сервитуты);
  • Требования по охране земель, установленные действующими НПА федерального и местного значения.

Процедура начинается с принятия решения о разделе участка и обращения в специализированную землеустроительную организацию для проведения межевания. Межевание — это установление новых границ будущих участков, которые появятся в результате раздела. Это обязательный этап работ для оформления свидетельства о государственной регистрации права собственности.

По результатам межевания оформляется техническая документация, в которой будут указаны детальные характеристики новых объектов. На основании этой документации будет проведена постановка новых участков на кадастровый учёт.

Оформление права собственности на земельный участок при разделении

При разделении земельного участка он перестаёт существовать юридически, а вместо него появляются два или больше новых объектов с одинаковым статусом. Для их государственной регистрации необходимо подготовить пакет документов.

Документы для регистрации права собственности на земельный участок

  • Заявление о регистрации права собственности;

    Этот документ является основанием для принятия в работу дела о разделении земли. Работы по регистрации выполняет Федеральная служба регистрации, кадастра и картографии.
  • Правоустанавливающий документ на объект, который подлежит разделу;

    Свидетельство о собственности будет аннулировано, а на каждый из созданных объектов будет выдано отдельное. В качестве правоустанавливающего документа может выступать свидетельство о праве собственности, решение государственных органов о предоставлении земли или решение суда о признании права на землю за определённым лицом.
  • Договор о разделе;

    Раздел может быть оформлен нотариально заверенным договором, сторонами которого будут собственник (собственники) участка, который подлежит разделу, и собственники новых участков. При наличии споров, в качестве подобного документа может выступать решение суда о разделе недвижимого имущества (земли), которое вступило в законную силу.
  • Техническая документация

    Кадастровый паспорт на земельный участок разрабатывает землеустроительная организация. В нём указаны площадь объекта, его геодезические координаты и другие технические детали земельных участков. Неотъемлемой частью технической документации является кадастровый план, план межевания и схема расположения участка с привязкой к существующей системе координат.
  • Доверенность на представителя

    В том случае, если интересы собственников земельного участка представляет третье лицо, ему необходимо выдать нотариально заверенную доверенность, где указать перечень его полномочий.

Порядок оформления

Уполномоченная служба Росреестра принимает к рассмотрению заявления о разделе земельных 3участков при наличии полного перечня документов. Право собственности на землю для всех новых участков проводится одновременно, при этом подлежат регистрации все существующие сервитуты, ограничения и обременения. Кадастровый номер земельного участка будет присвоен каждому из них по результатам проведения оформления.

Сроки выполнения работ составляют от 5 до 12 рабочих дней с момента предоставления полного пакета документов в местный орган Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии.

Госпошлина за регистрацию земельного участка

Государственная пошлина за регистрацию права собственности на землю составляет 2 тысячи рублей для физических и 22 тысячи рублей для юридических лиц. При этом постановка на кадастровый учёт осуществляется бесплатно — заказчик оплачивает только пошлину за регистрацию.

Проблемы с которыми можно столкнуться при регистрации сделок с недвижимостью

Наиболее частая проблема, с которой можно столкнуться при регистрации права собственности на землю, это наличие споров между собственниками. Как и при оформление квартиры в собственность, регистрация права на землю связана с необходимостью согласования документации всеми лицами, имеющими право на долю в недвижимом имуществе. Урегулирование споров, как правило, проводится в судебном порядке, и для регистрации прав на землю подаётся решение суда, которое вступило в законную силу.

Также часто встречаются ошибки в технической документации, то есть несоответствие реальных характеристик объекта зафиксированным в кадастре. Орган регистрации, в таком случае, имеет право отказать в предоставлении услуги по оформлению до устранения выявленных недочётов. Ответственность за подобные ошибки ложится на плечи землеустроительных организаций, к выбору которых необходимо подходить очень внимательно.

...



Регистрация права собственности на земельный участок после его раздела — процедура, связанная с множеством нюансов документального и технического характера. Без соответствующих знаний и опыта будет сложно самостоятельно пройти всю эту процедуру, поэтому лучшим выбором будет обращение к профессиональным юристам в сфере земельного права. Специалисты не только не опустят затягивания сроков выполнения работ, а и проследят за соответствием всех нюансов требованиям действующего законодательства. Это предупредит возможность появления отказов в регистрации права собственности.