Зачем нужна добровольная сертификация?

Учитывая высокий уровень конкуренции на отечественном рынке, многие компании стремятся выделиться среди конкурентов, подчеркнуть качество выпускаемых товаров или предоставляемого сервиса. Для этого существует много способов, наиболее эффективным из которых является добровольная сертификация.

Если предприниматель заинтересован в расширении деятельности, развитии бизнеса и улучшении качества продукции и услуг, он может получить сертификат по личной инициативе. Сделать это можно, выбрав любую из систем добровольной сертификации (СДС), зарегистрированных в Росстандарте.

Законодательная база

Процедура представляет собой комплексную аудиторскую проверку деятельности компании или оценку качества и безопасности изделий. Во время аудита проверяется соответствие работы организации требованиям законодательства и национальных стандартов. При подтверждении соответствия товаров сравнивают фактические показатели с нормативными.

По итогам сертификационных мероприятий экспертная комиссия оформляет акт или протокол, в котором отражаются результаты проверки. Основанием для выдачи сертификата является положительное заключение экспертов.

Предприниматель может выбрать подходящую для него СДС. Каждая из них предусматривает определенный перечень объектов сертификации и направлений. К ним относятся:

  1. Подтверждение соответствия выпускаемой продукции или предоставляемых услуг положениям профильных ГОСТов. При отсутствии соответствующего стандарта предприниматель разрабатывает собственные технические условия.
  2. Проверка соответствия внедренной и действующей на предприятии системы менеджмента стандартам ГОСТ Р ИСО (российские аналоги стандартов ISO).
  3. Оценка надежности поставщиков и их деловой репутации.

Владельцы бизнеса, заинтересованные в его развитии и повышении конкурентоспособности продукции и услуг, могут получить сертификат по нескольким направлениям.

Что включает в себя проверка деятельности компании?

Перед началом сертификационных процедур внутри организации выполняются следующие мероприятия:

  1. Внутренняя документация разрабатывается под требования выбранной системы сертификации и профильного ГОСТа. При необходимости корректируются действующие документы.
  2. Вносятся корректировки в производственные процессы, порядок оказания услуг и механизмы управления.
  3. Предприятие переходит на применение инновационных технологий и новое производственное оборудование, полностью отвечающее требованиям безопасности и стандартам качества.
  4. Проводится обучение руководителей и персонала согласно принципам внедряемой модели управления ИСО.

В ходе аудита экспертная комиссия оценивает:

  • деловой имидж предприятия на рынке, опыт работы в данной сфере;
  • количественные показатели продаж или оказанных услуг;
  • оснащенность компании материально-технической базой, необходимой для выпуска качественных товаров или оказания сервиса;
  • кадровый состав – наличие в штате сотрудников с требуемой квалификацией и практическим опытом;
  • наличие лицензий, разрешений, сертификатов на материалы, сырье, используемую технику, транспортные средства и оборудование;
  • наличие системы менеджмента на предприятии, и ее соответствие стандартам ISO;
  • отзывы деловых партнеров и клиентов о компании;
  • достоверность сведений, предоставляемых целевой аудитории, о стоимости товаров и услуг, сроках поставок, действующих скидках, акциях, рекламных предложениях.

Необходимая документация

Чтобы пройти оценку соответствия, можно обратиться за помощью в сертификационный центр. Для этого собственник бизнеса или уполномоченное лицо направляет заявку, заполнив ее по установленной форме. Вместе с ней необходимо предоставить:

  • реквизиты, регистрационную документацию для заключения договора и подтверждения законной деятельности;
  • подробную информацию о предоставляемых услугах, выполняемых работах или изготавливаемых товарах с кодами ТН ВЭД, ОКПД 2;
  • нормативно-техническую документацию (ГОСТ, ТУ, СТО), используемую в производстве или при оказании услуг;
  • документальное подтверждение квалификационного уровня сотрудников;
  • контракт с производителем (предоставляют импортеры);
  • образцы для лабораторных испытаний (предоставляются для проведения сертификации продукции);
  • свидетельство о праве собственности (договор аренды) на используемые производственные площади, транспорт, инструмент, оборудование.

Что требуется для прохождения процедуры?

После того, как предприниматель подготовил заявку и требуемую документацию, процедура проводится поэтапно:

  1. Эксперты анализируют полученную информацию.
  2. Предоставляется консультация с целью определения дальнейшего плана проведения сертификационных мероприятий.
  3. Проводятся исследования образцов или комплексный аудит, позволяющий выявить проблемные места, устранить, оценить работу компании в целом. Проверяются производственные процессы на предмет соответствия системы менеджмента качества требованиям ИСО.
  4. Проводится аттестация руководства и персонала.
  5. По итогам процедур составляются протоколы испытаний, акты проверки.
  6. На основании результатов эксперты принимают решение о возможности выдачи сертификата. При положительном заключении он регистрируется в выбранной СДС и выдается заказчику.

Сертификация считается пройденной успешно, если деятельность компании, продукция или услуги соответствуют требованиям законодательства и принятых стандартов.

Преимуществом добровольного сертификата является повышение шансов на победу при участии в тендерах, гос. закупках, возможность получения крупных заказов. Его наличие позволяет сформировать положительный имидж на рынке, укрепить доверие покупателей и заказчиков.

Прохождение оценочных процедур подтверждается не только документально. На этикетку и потребительскую упаковку продукции наносится маркировка – знак соответствия системы сертификации. Сертификат действует на территории РФ в течение одного-трех лет.