Предоставление в собственность земельных участков - судебная практика

Принято Постановление Президиума ВАС РФ ОТ 14.09.2010 № 4224/10 по делу № А76-4758/2009-63-92 "Земельный участок, находящийся в публичной собственности, должен предоставляться на торгах, если подано несколько заявлений о предоставлении этого участка с предварительным согласованием места размещения объекта

Суть спора

В администрацию города Челябинска обратилась предприниматель Малютина С.В., которая подала заявление о выборе земельного участка площадью 2500 квадратных метров. На данной территории планировалось построить кафе, предварительно согласовав место его размещения. В результате, предприниматель получила письмо из управления архитектуры от 11.03.2009 № 1725/6с, в котором сообщалось, что данный участок не может быть ей предоставлен, поскольку документация по планировке указанной территории еще не разработана и отсутствует. После того, как земельный участок будет разделен и утвержден, территории будут переданы для проведения торгов на аукционах или конкурсах. Такие мероприятия предприниматель может посетить, участвуя в них на общих основаниях.

23.04.2009 года с подобным заявлением в Администрацию обратился еще один предприниматель Платонов О.П. В документе указано, что он также просил предоставить данный земельный участок с целью проектирования и последующего строительства на его территории спортивно-досугового центра. В своем письме от 27.04.2009 № 10-1985/09-0-1 Администрация сообщила, что поскольку на указанный объект имеется несколько заявок, то он не может быть предоставлен в собственность предпринимателя, обратившегося с этой просьбой.

Помимо этого, Администрация указала на то, что объект, о котором заявляет предприниматель, не соответствует правовому зонированию территории Челябинска, поскольку данный участок относится в субзоне полифункционального парка, на которой запрещено размещать кафе. Заведение может располагаться на данной территории только в том случае, если оно является вспомогательным видом разрешенного использования, а не основным направлением работы предпринимателя.

Предприниматель изучил письмо управления архитектуры Челябинска от 11.03.2009 № 1725/6с и расценил его как отказ. После этого он обратился в суд, подав иск о признании отказа, содержащегося в письме, недействительным.

В процессе рассмотрения дела суды столкнулись с вопросом: насколько возможно в данной ситуации предоставить земельный участок предпринимателю в рамках правил по предварительному согласованию места размещения планируемого объекта? Быть может, земельный участок может предоставляться в собственность только после того, как будут проведены торги по нему?

Выбор способа предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности публичным собственником, до принятия решения администрацией о предоставлении земельного участка

В статье 30 Земельного кодекса РФ предусматривается 2 основных способа предоставления земельного участка, который находится в муниципальной или государственной собственности, частному лицу. Обычно эта процедура проводится с предварительным согласованием места размещения на участке объекта и без него.

Если предоставление в собственность земельных участков планируется осуществить без предварительного согласования объекта, то его необходимо выставить на торги или в качестве лота на аукционе. Если же часть территории будет предоставлена с предварительным согласованием, то в этом случае торги проводить не нужно, так как предварительное согласование происходит при участии конкретного предпринимателя, претендующего на данный участок земли.

Положения ЗК РФ не определяют, когда и какой земельный участок нужно предоставлять с предварительным согласованием и без него. Однако в пункте 30 ЗК РФ говорится о том, что в судебной практике существовали подобные случаи, в результате чего можно выделить конкретные критерии, посредством которых можно разграничить два подобных вида предоставления участка. Так участок территории может быть выставлен на торгах в следующих ситуациях:

1. Орган местного самоуправления или орган государственной власти субъектов РФ утверждает перечень случаев, в которых предоставление участков, находящихся в распоряжении муниципальных собственников, субъектов РФ либо в неразграниченной собственности, может осуществляться только на торгах (согласно пунктам 1.1 и 1.2 статьи 30 ЗК РФ). Подобные перечни уже принимаются органами местного самоуправления и органами государственной власти РФ. В процессе составления позиций перечня обычно применяют следующие критерии:

- территория (предполагают предоставление земельного участка под строительство, размещенного в определенном районе или на определенной улице);
- источник финансирования (так строительство может осуществляться за счет средств муниципального образования или при помощи финансирования субъекта РФ).

2. Земельный участок уже сформирован, что подтверждается фактом его постановки на учет в Государственном кадастре недвижимости, однако он не закреплен за юридическим лицом или гражданином (согласно пункту 6 статьи 30 ЗК РФ).

3. Предварительное согласование места размещения будущего объекта не проводится. Этот пункт относится к случаям, когда объект размещается в городском или сельском поселении в рамках строительной документации о застройке, а также правил землепользования и зонирования территорий. Помимо этого, не проводится предварительное согласование в том случае, если земельные участки предоставляются для нужд сельскохозяйственного производства, либо выделяются из состава территорий с целью ведения индивидуального жилищного строительства, подсобного хозяйства, либо их выделяет предпринимателю лесной фонд (согласно пункту 11 статьи 30 ЗК РФ).

Если изучить положения приведенной статьи, то становится понятно, что когда в сельском или городском поселении имеется необходимая документация, то в этом случае согласование места размещения объекта на участке невозможно – эта процедура проводится на торгах. Такого же мнения придерживается и судебная практика.

Помимо этого, внимания заслуживает позиция, которая была выработана судьями при ведении похожих дел. Если в поселениях отсутствует документация по планировке земельных участков с наличием правил застройки и землепользования, то в этом случае можно говорить, что предоставление территории под застройку без предварительного согласования места размещения объекта невозможно. Согласование в этом случае также проводится на торгах и других подобных мероприятиях.

4. Существует несколько заявлений касательно предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта. Именно такой случай произошел в рассматриваемом деле. Причем, ранее подобная ситуация не регулировалась положениями ЗК РФ.

В процессе изучения дела судебная практика акцентирует внимание на том, что земельный участок все же должен предоставляться только на торгах.

Данная позиция объясняется следующим образом. Cуществует один из принципов земельного права, который предполагает сочетание интересов законных граждан и интересов всего общества. В соответствии с ним, процедура регулирования по использованию земельных участков может быть осуществлена в интересах всего общества, если при этом обеспечиваются гарантии для каждого гражданина, и ему предоставляется право на свободное владение, распоряжение и пользование земельным участком, который ему принадлежит (согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Обычно суды отклоняют доводы сторон, которые в процессе спора заявляют, что если на земельный участок претендует несколько лиц, то предоставить его необходимо тому, кто заявил о своем намерении раньше всех. Дело том, что проведение торгов – это открытая процедура, а при предварительном согласовании граждане просто могут даже не знать о факте его проведения и о том, что заявления уже подали другие лица.

Решения судов разных инстанций

В суде первой инстанции требования, предъявляемые Предпринимателем, были приняты. С подобным решением вступили кассационный и апелляционный суды. В процессе рассмотрения дела они исходили из того, что оформление обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении ему земельного участка было осуществлено в соответствии с общепринятыми нормами. К заявлению прилагались все документы, а потому отказ, поступивший от администрации, противоречит положениям статей 30 и 31 ЗК РФ, поскольку в результате Предприниматель лишается законного права на предоставление ему части территории.

Кроме того, судебные органы учли и тот факт, что Предприниматель обратилась с заявлением раньше, чем это сделал Платонов О.П. К тому же, на момент направления отказа его заявка в Администрацию не поступила.
В Определении от 04.06.2010 № ВАС-4224/10, принятом по данному делу, Президиум ВАС РФ принял решение пересмотреть судебные акты нижестоящих инстанций в порядке надзора.

Позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ

В своем Определении ВАС РФ отменил решения судов низших инстанций, направив дело на новое рассмотрение.

В процессе изучения материалов ВАС РФ отметил, что ЗК РФ не регулирует в своей статье порядок, по которому должен предоставляться земельный участок для строительства на нем определенного объекта в том случае, если на него претендуют сразу несколько лиц. Помимо этого, согласно условиям процедуры предоставления в собственность земельных участков, такая территория может быть передана в распоряжение только одного лица.

Президиум ВАС РФ посчитал, что в данной ситуации право на получение в собственность земельного участка необходимо выставить на торги в соответствии с правилами пункта 4 статьи 30 ЗК РФ. Такой способ в наибольшей степени соответствует интересам не только конкретных граждан, но и общества в целом. Это положение закреплено в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ. Помимо этого, подобное мероприятие позволит обеспечить публичность, справедливость, прозрачность и открытость процедуры предоставления в собственность участка земли.

Что касается приоритетности в рамках подачи заявлений, то в этом случае Президиум ВАС РФ выступил со следующим заявлением.

Процедура предоставления в собственность земельного участка предполагает, что подать заявление могут все заинтересованные лица даже в том случае, если они уже осведомлены о наличии заявлений от нескольких подобных претендентов. Помимо этого, положения ЗК РФ не ограничивают само право на подачу заявления конкретным сроком, а также не определяют критерии для отбора кандидатов на получение права собственности.

Таким образом, ранее сложившаяся судебная практика в рамках данного вопроса была подержана Президиумом ВАС РФ.

Следует заметить, что в соответствующем муниципальном образовании на основании обстоятельств дела были разработаны и приняты правила застройки и землепользования, однако документации по планировке территории нет.

Именно поэтому, опираясь на позицию Президиума ВАС РФ, а также фактические обстоятельства дела, можно сказать, что в данном случае проведение торгов возможно, если в организации отсутствует принятая документация по планировке территории земельного участка.