Законодательство о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственая регистрация индивидуальных предпринимателей

Законодательство о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Уважаемые клиенты!
Вы всегда можете обратиться к нам, если Вам нужны:
юридическая консультация по вопросу регистрации и деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
помощь в правовом анализе и разработке договора;
необходимо составить исковое заявление (отзыв на исковое заявление), претензию, иные документы;
адвокат для защиты Ваших прав в суде;
нужно подать кассационную жалобу или надзорную жалобу на решение суда;
иные юридические услуги.

Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам различные, в том числе экономические, права. Право граждан на занятие предпринимательской деятельностью установлено ст. 34 Конституции РФ, где говорится, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Гарантированная Конституцией свобода экономической деятельности как проявление личной свободы граждан в сфере предпринимательства осуществляется путем реализации прав: частной собственности, свободы договора, свободного использования своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, права на доброе имя (деловую репутацию), на возмещение ущерба, на свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств и других.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ч. 1 ст. 23).

В настоящее время процедура государственной регистрации урегулирована Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с последующими изменениями и дополнениями (далее - Закон о регистрации).

Понятие государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей дано в ст. 1 Закона о регистрации: государственная регистрация - это акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретения физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом о регистрации.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения записи в государственный реестр, а в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона о регистрации моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Нельзя не согласиться с мнением исследователей данной области правоотношений о том, что государственная регистрация необходима для осуществления государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности предпринимателей, проведением налогообложения, получения сведений статистического учета, предоставления всем участникам гражданского оборота информации о зарегистрированных субъектах предпринимательства, а также для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства.

Закон о регистрации введен в действие с 1 июля 2002 г., но с этого момента установлены новые правила лишь для государственной регистрации юридических лиц. Первоначально и сам Закон о регистрации назывался "О государственной регистрации юридических лиц".

Однако уже через год Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" внесены значительные изменения в Закон о регистрации, и с 1 января 2004 г. общие правила государственной регистрации распространены на физических лиц - индивидуальных предпринимателей.

С 1 января 2004 г. регистрацию индивидуальных предпринимателей осуществляют налоговые органы. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По сравнению с ранее действовавшими правилами срок, необходимый для регистрации индивидуальных предпринимателей, увеличен с трех до пяти дней. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки или иное нарушение порядка государственной регистрации влечет за собой ответственность регистрирующих органов (ст. 24 Закона о регистрации). Административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей предусмотрена ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Уголовная ответственность за неправомерный отказ в государственной регистрации установлена ст. 169 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Отметим, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) признается предпринимателем с момента государственной регистрации КФХ (см. п. 2 ст. 23 ГК РФ). Федеральным законом "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ <11> установлено, что фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (п. 3 ст. 1) и считается созданным со дня его государственной регистрации (ст. 5), а государственная регистрация КФХ осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с установленным порядком (см. статью 22.1 Закона о регистрации) для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин подает в налоговый орган по месту своего жительства заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, копию паспорта и документ об уплате госпошлины. Документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтой с объявленной ценностью и описью вложения. Заявителю выдается или высылается расписка в получении документов. Регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов, кроме установленных Законом.

Обратим здесь внимание на слово "гражданин". Означает ли это, что предпринимателем в России может быть зарегистрирован только гражданин нашей страны? Очевидно, что не только. Термин "граждане" гражданское законодательство не связывает с наличием собственно гражданства. Так, в ст. 1 ГК РФ слова "граждане" и "физические лица" приводятся как равнозначные, а глава 3 Гражданского кодекса носит двойное название "Граждане (физические лица)". Как видим, термин "гражданин" употребляется в законодательстве для обозначения физических лиц как субъектов гражданского права.

Конституция РФ, Гражданский кодекс и другое внутреннее законодательство рассчитаны на применение внутри страны всеми субъектами права, при этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

В Законе о регистрации в различных статьях содержится прямое указание на то, что регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя могут граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства (см. ст. 5, 22.1). При этом они представляют документы, удостоверяющие личность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Для граждан России это паспорт, для иностранных граждан и лиц без гражданства - вид на жительство.

В соответствии со ст. 9 Закона о регистрации при государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может являться физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Данное положение Закона о регистрации представляется не вполне понятным - в каком случае может обращаться за государственной регистрацией лицо, уже зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя? Кроме того, это утверждение, на наш взгляд, противоречит п. 4 ст. 22.1 Закона о регистрации, в соответствии с которым не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве.

Скорее всего, приведенное положение ст. 9 следует понимать как то, что индивидуальный предприниматель может обращаться за государственной регистрацией изменений, возникших при осуществлении им предпринимательской деятельности (например, при регистрации нового вида деятельности).

Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин должен подать в налоговый орган, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию, заявление установленной формы. Лицо, регистрирующееся в качестве индивидуального предпринимателя, заполняет лист А, где указывает все виды экономической деятельности, которыми предполагает заниматься, основной вид деятельности требуется указывать первым. Таких листов может быть сколько угодно, соответственно как при регистрации индивидуального предпринимателя, так и в последующем количество видов предпринимательской деятельности ничем и никем не ограничивается. Если же индивидуальный предприниматель забыл указать какой-либо вид деятельности или начинает заниматься новым видом деятельности, то он может в любой момент обратиться с заявлением в регистрирующий орган и добавить любое количество видов деятельности, о чем будет внесена запись в государственный реестр.

Однако на практике регистрирующие органы считают, что индивидуальный предприниматель не имеет права осуществлять деятельность, не указанную в заявлении о регистрации.

При этом считать такую деятельность незаконным предпринимательством нельзя, так как под незаконным предпринимательством Кодекс об административных правонарушениях (ст. 14.1) и Уголовный кодекс (ст. 171) понимают, в частности, деятельность, осуществляемую без регистрации физического лица в качестве предпринимателя. Если же предприниматель получил свидетельство о государственной регистрации, т.е. уже зарегистрирован в качестве предпринимателя, он обладает общей правоспособностью и может заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, даже если они не указаны в его заявлении о регистрации.

На наш взгляд, одним из наиболее проблемных моментов в процедуре государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, является жесткая привязка указанной процедуры к месту жительства гражданина. Понятно, что место жительства, так же как и имя гражданина, позволяет конкретизировать индивидуального предпринимателя как субъекта гражданского права. С местом жительства гражданина закон связывает выполнение различных правовых действий: исполнение обязательств, уплату налогов, возможность обращения в суд и других.

Однако следует иметь в виду, что Конституция Российской Федерации предоставляет гражданам право свободно выбирать себе место пребывания и жительства (ст. 27), а в соответствии с Гражданским кодексом РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (ч. 1 ст. 20).

Здесь следует отметить два момента.
Во-первых, в соответствии с законом факт регистрации граждан по месту постоянного жительства или месту временного пребывания не определяет его реального места проживания. Однако на практике гражданин может зарегистрироваться в качестве предпринимателя только в том населенном пункте, где у него есть постоянная регистрация или (при ее отсутствии) временная регистрация. Если гражданин, не имеющий определенного места жительства, подтвержденного регистрацией, предпримет попытку зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, то, очевидно, ему придется через суд доказывать факт постоянного или преимущественного проживания в определенном месте.

Во-вторых, для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя не имеет значения, где будет осуществляться предпринимательская деятельность, в соответствии с императивной нормой Закона регистрация производится исключительно по месту жительства гражданина.