Вы здесь

Защита жилищных прав. Контроль за их соблюдением в Москве

Предупреждение

Your search used too many AND/OR expressions. Only the first 7 terms were included in this search.

Защита жилищных прав. Контроль за их соблюдением в Москве

Жилищный кодекс РФ устанавливает особенности компетенции в области жилищных отношений в отношении двух субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 ЖК РФ установлено, что в Москве и Санкт-Петербурге указанные в ч. 1 настоящей статьи полномочия органов местного самоуправления в области жилищных отношений осуществляются органами государственной власти федерального значения, если иное не предусмотрено законами данных субъектов Российской Федерации.

Таким образом, указанные субъекты РФ имеют право принимать специальные законы, в соответствии с которыми часть полномочий органов местного самоуправления, предусмотренных ч. 1 ст. 14 Кодекса, будет находиться в ведении органов государственной власти субъекта, а другая передана муниципальным образованиям внутри города.

Разграничение полномочий может быть зафиксировано как в базовом нормативно-правовом акте, так и посредством фиксации круга полномочий муниципальных образований с указанием на то, что все иные вопросы в пределах компетенции подлежат урегулированию нормативно-правовыми актами Москвы и Санкт-Петербурга.

Основным нормативно-правовым актом, определяющим компетенцию органов государственной власти в сфере управления жилищным фондом г. Москвы является Закон г. Москвы, от 14 июня 2006 г. "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".

Ст. 5 указанного Закона определяет компетенцию и полномочия органов исполнительной власти г. Москвы по обеспечению права жителей г. Москвы на жилые помещения. Так, органы исполнительной власти в соответствии с ч. 1 данной статьи имеют право осуществлять:

- признание жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда г. Москвы;

- признание жителей г. Москвы нуждающимися в жилых помещениях;

- определение порядка ведения документов жилищного учета;

- ведение жилищного учета жителей г. Москвы, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и нуждающимися в жилых помещениях;

- определение порядка предоставления жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы по различным видам договоров;

- определение порядка приобретения в собственность жилых помещений с помощью г. Москвы;

- утверждение городских и на их основе окружных жилищных программ и распределение жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы, а также разработку проектов городских целевых программ;

- формирование жилищных комиссий для рассмотрения жилищных вопросов.

В рамках реализации предоставленных полномочий органы исполнительной власти г. Москвы в соответствии с ч. 2 ст. 5 вправе принимать решения по вопросам о:

- признании жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда г. Москвы;

- признании жителей г. Москвы нуждающимися в жилых помещениях;

- принятии жителей г. Москвы на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- снятии жителей г. Москвы с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- предоставлении в установленном порядке жителям г. Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы;

- предоставлении в установленном порядке жителям г. Москвы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений из жилищного фонда г. Москвы и безвозмездных субсидий для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность;

- предоставлении в установленном порядке жителям г. Москвы, не состоящим на жилищном учете, иным гражданам жилых помещений на возмездной основе.

Кроме того, в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 5 рассматриваемого Закона органы исполнительной власти Москвы имеют право принимать решения по иным вопросам, отнесенным федеральным законодательством и законодательством г. Москвы к их компетенции.

Обратимся к характеристике правового статуса Правительства г. Москвы как органа общей компетенции, действующего на уровне субъекта РФ. Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими правовое положение высшего исполнительного органа власти столицы, являются Закон РФ от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы РФ" (ред. от 26.06.2007 N 118 - ФЗ), Закон Москвы от 28 июня 1995 года "Устав города Москвы" (ред. от 15.02.2006) (далее - Устав) и Закон г. Москвы N 65 от 20.12.06 "О Правительстве Москвы".

Статус Правительства г. Москвы как высшего постоянно действующего коллегиального органа исполнительной власти г. Москвы, обладающего общей компетенцией и обеспечивающего согласованную деятельность других органов исполнительной власти, законодательно закреплен в ч. 1 ст. 44 Устава.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Устава Правительство г. Москвы наделено нормотворческой компетенцией. Нормативно-правовые акты Правительства г. Москвы подлежат опубликованию в официальных изданиях Московской городской думы и органов исполнительной власти столицы. Ч. 1 ст. 48 Устава к числу правовых актов органов исполнительной власти г. Москвы относит распоряжения и постановления Правительства Москвы. Правовое определение основных актов высшего исполнительного органа власти изложено в ч. 1 ст. 19 Закона о Правительстве Москвы. Постановления носят нормативный характер, то есть рассчитаны на заранее не определенный круг лиц и применяются многократно.

Так, Постановлением Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона г. Москвы "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" были утверждены:

- методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, учитываемых при признании жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности жителей г. Москвы при признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

- форма заявления о признании жителей г. Москвы малоимущими;

- перечень документов, представляемых для признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет как нуждающихся в жилых помещениях (Постановление Правительства Москвы от 6 июня 2006 года N 362-ПП "О мерах по реализации Закона города Москвы "О порядке признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" // Вестник мэра и Правительства Москвы. 21.06.2006. N 35).

Постановления Правительства Москвы могут носить персонифицированный характер и быть адресованы конкретному субъекту, например, отраслевому органу исполнительной власти, входящему в его структуру.

В соответствии с п. 7.1 Постановления Правительства Москвы от 19 июня 2007 г. N 468-ПП "Об итогах выполнения городских жилищных программ в 2006 году и о городских жилищных программах на 2007 - 2008 годы" Департаменту жилищной политики и жилищного фонда Москвы было поручено обеспечить в 2007 - 2008 гг. целевое использование не менее 4818 тыс. кв. м площади, поступающей из разных источников для выполнения городских жилищных программ, а также вводимой в эксплуатацию согласно п. 4 Постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 857-ПП "Об итогах работы Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции г. Москвы в первом полугодии 2006 года, о задачах по выполнению программы 2006 года в целом и мерах по экономии бюджетных средств в строительстве", и 218,3 тыс. кв. м площади, освобождающейся в 2007 - 2008 гг. за выбытием граждан.

Распоряжения - это нормативные акты, которые издаются по оперативным и другим текущим вопросам и не носят нормативного характера. С целью реализации Закона г. Москвы от 25 января 2006 г. N 7 "О порядке признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях" было издано распоряжение от 5 мая 2006 года N 744-РП "Об уполномоченном органе, осуществляющем признание жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях". В соответствии с положениями данного нормативного акта департамент социальной защиты населения г. Москвы был наделен полномочиями по осуществлению признания жителей г. Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Ст. 3 Закона о Правительстве Москвы определяет структуру системы органов исполнительной власти г. Москвы, подведомственных Правительству Москвы. Ее элементами являются: департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции (ч. 2 указанной статьи).

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 3 Закона о Правительстве Москвы департаментом является отраслевой или функциональный орган исполнительной власти г. Москвы, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для г. Москвы областях деятельности.

Постановлением Правительства Москвы от 26 сентября 2006 года N 737-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы" (ред. от 24.04.2007) (далее - Положение о Департаменте) определен правовой статус указанного отраслевого органа исполнительной власти г. Москвы, подведомственного Правительству Москвы, образованного в целях проведения единой жилищной политики в г. Москве (п. 1.1 указанного Положения о Департаменте).

Раздел N 2 (пункты 2.1 - 2.47) Положения о Департаменте формулирует основные задачи и функции исполнительного органа власти, к которым относятся:

- разработка и реализация единой жилищной политики в Москве, направленной на реализацию конституционного права жителей г. Москвы на предоставление бесплатно либо за доступную плату благоустроенных жилых помещений (домов), а также на обеспечение гарантий и защиту законных интересов лиц, участвующих в гражданских правоотношениях в жилищной сфере;

- изучение, систематизация и внедрение результатов деятельности научных и других организаций в области жилищной политики. Анализ жилищных проблем, условий проживания и уровня обеспеченности жильем жителей Москвы. Организация и участие в проведении демографических и социологических исследований жилищной ситуации в городе;

- проведение анализа структурных, количественных и качественных показателей жилищного фонда с целью повышения эффективности использования государственного и муниципального жилищного фонда. Планирование, прогнозирование и участие в выполнении городских, социальных и экономических программ развития города и административных округов с учетом объемов и пропорций жилищного строительства;

- выполнение функций заказчика-инвестора на строительство жилья, направленного на выполнение общегородских жилищных программ, финансируемых из городских источников, а также из внебюджетных источников (ипотека, облигации жилищного займа и др.);

- организация работы по привлечению внебюджетных источников, кредитных ресурсов и инвестиций для реализации жилищных программ;

- управление бюджетными ресурсами, выделяемыми на реализацию городских жилищных программ, в том числе в виде безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, а также привлеченными внебюджетными ресурсами (ипотека, облигации жилищного займа и др.), направляемыми на реализацию жилищной политики;

- анализ расходов на строительство жилых помещений муниципального жилищного фонда и подготовка предложений по снижению стоимости строительства жилья;

- инвестирование работ по реконструкции жилых помещений пятиэтажного, ветхого и аварийного фондов;

- участие в разработке и экономическом обосновании структуры и размещения жилищного строительства в городе;

- процессуальное оформление актов о правах г. Москвы на построенные (созданные) жилые помещения (жилые дома);

- принятие решений по вопросам вселения граждан в жилые помещения, находящиеся в собственности г. Москвы, а также согласование с иными собственниками вопросов по определению порядка пользования в коммунальных квартирах, в которых имеются жилые помещения, принадлежащие г. Москве на праве собственности;

- организация управления многоквартирными домами, разработка и совершенствование примерных форм документов и договоров;

- работа в комиссиях по приемке в эксплуатацию законченных строительством жилых домов, возведенных за счет бюджетных средств г. Москвы по государственному заказу Москвы и переданных городу в качестве доли по инвестиционному договору (контракту).

На Департамент возложены контрольные функции по соблюдению жилищного законодательства, содержанием которых в соответствии с п. 2.30 Положения является:

- принятие граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях или снятие с учета;

- предоставление жилых помещений, приватизация, обмен, вселение в жилые помещения, находящиеся в собственности г. Москвы;

- выполнение городских жилищных и федеральных программ по обеспечению жилыми помещениями различных категорий граждан в пределах средств, выделяемых на эти цели федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также социальных задач.

В соответствии с п. 5.2 Положения о Департаменте его руководитель имеет право издавать в пределах своей компетенции распоряжения по вопросам деятельности данного отраслевого органа власти. Иных положений, наделяющих департамент правотворческими полномочиями, рассматриваемый нормативно-правовой акт не содержит.

Распоряжения руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы носят нормативно-правовой характер, так как устанавливают определенный порядок совершения действий сотрудников департамента, рассчитанный на многократное применение и обеспечивающий решение управленческих задач в пределах компетенции отраслевого органа управления. По своей правовой сущности распоряжения департамента - это подзаконные нормативно-правовые акты, так как издаются исполнительным органом власти с целью детализации положений законов, обладающих высшей юридической силой и издаваемых нормотворческими субъектами в лице Городской думы Москвы, Правительства г. Москвы.

Так, 05 июня 2007 г. было издано распоряжение N 704 "Об утверждении Положения по оформлению временного проживания граждан в жилых помещениях, находящихся в собственности г. Москвы", которым установлен соответствующий порядок по оформлению данной категории лиц в жилых помещениях, принадлежащих Москве (Распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N 869 "О порядке подтверждения сведений о наличии у граждан права на жилищные льготы по состоянию здоровья")

22 августа 2007 г. было издано распоряжение Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы N 869 "О порядке подтверждения сведений о наличии у граждан права на жилищные льготы по состоянию здоровья", в котором в соответствии с п. 1.1 был определен порядок подтверждения сведений о наличии у граждан права на жилищные льготы и установления новых льгот по состоянию.

Следует отметить, что нормативные акты Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не только устанавливают определенную последовательность совершения действий субъектов регулируемых отношений, но и наделяют определенной компетенцией соответствующие структуры.

Так, 9 января 2007 г. Департаментом во исполнение Постановления Правительства Москвы от 13 декабря 2005 г. N 994-П "О втором этапе Московской программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2006 - 2008 гг." было издано распоряжение N 20 "О мерах по обеспечению выполнения молодыми семьями обязательств, предусмотренных условиями участия в московской программе "Молодой семье - доступное жилье" <8>. В соответствии с п. 3 данного распоряжения государственное унитарное предприятие города Москвы "Московский городской центр арендного жилья" совместно с управлениями Департамента в административных округах получили право инициировать выселение неплательщиков из занимаемых жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, и принимать меры к погашению молодыми семьями имеющейся у них задолженности по договорам найма жилых помещений, купли-продажи с рассрочкой платежа, по оплате услуг по содержанию и ремонту жилого помещения, а также коммунальных услуг.

Специфическим правовым статусом обладает жилищная инспекция г. Москвы (Мосжилинспекция), на которую в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 08.02.2005 N 73-ПП "О порядке переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории г. Москвы" (ред. от 25.09.2007) возложены функции по согласованию переустройства или перепланировки, которая также осуществляет:

- разрешение переустройства и (или) перепланировки жилых помещений в жилых домах, являющихся собственностью г. Москвы;

- надзор за соблюдением установленных правил производства ремонтно-строительных работ по переустройству и (или) перепланировке жилых помещений в жилых домах;

- организацию приемки завершенного переустройства и (или) перепланировки помещений в жилых домах с оформлением соответствующих актов;

- согласование ранее выполненных самовольно переустройств и (или) перепланировок жилых и нежилых помещений в жилых домах, если они не нарушают права и законные интересы граждан либо не создают угрозу их жизни и здоровью.

Указанная правовая специфика обусловлена вышеизложенным положением ч. 2 ст. 14 ЖК РФ, которая предоставляет право осуществления в г. Москве полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений (в данном случае согласование переустройства и перепланировки) органам государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, проанализировав правовой статус органов государственной власти Москвы в сфере управления жилищным фондом, можно сделать вывод, что Москва как субъект РФ наделена полномочиями по административно-правовому регулированию жилищных правоотношений, в том числе возникающих по поводу управления жилищным фондом. Наличие собственного правового регулирования вытекает из конституционного положения, предусмотренного п. "к" ч. 1 ст. 72, в соответствии с которым жилищное законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов.

Правовые особенности статуса Москвы как субъекта РФ в сфере административно-правовой регламентации в различных сегментах управления жилищным фондом - принятии решений, координации, контроле вытекают из положений ч. 2 ст. 14 ЖК РФ, наделяющей органы государственной власти городов федерального значения правом осуществлять полномочия органов местного самоуправления в жилищной сфере.

Правительство Москвы является высшим органом исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющим текущее управление различными сферами общественной жизни столицы, в том числе жилищным фондом. Нормотворческая компетенция Правительства Москвы осуществляется в соответствии с принципом разграничения полномочий между субъектами РФ - основополагающим принципом федеративного государства.

Специфика правового статуса Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы как отраслевого органа исполнительной власти специальной компетенции заключается в том, что он воплощает в своей деятельности два управленческих направления. Первое состоит в осуществлении разработки единой жилищной политики в г. Москве, направленной на реализацию права жителей г. Москвы на благоустроенное жилище путем его бесплатного предоставления либо за доступную плату, а также на защиту законных интересов участников гражданских правоотношений в жилищной сфере. Данное направление деятельности Департамента можно обозначить как функцию стратегического управления. Другое заключается в том, что Департамент осуществляет текущее (оперативное) управление жилищным фондом г. Москвы. Она состоит в том, что данный орган специальной компетенции участвует в реализации принятых управленческих решений, представляет интересы Москвы в государственных и судебных инстанциях, контролирует ход выполнения поставленных задач. Это направление деятельности Департамента можно обозначить как функцию оперативного управления.

Правотворческие функции Департамента выражаются в принятии распоряжений, которые имеют двойственный характер. С одной стороны, они имеют правоприменительный характер, то есть направлены на правовое урегулирование конкретного случая. Нормативный характер распоряжений Департамента выражается в установлении общих предписаний, рассчитанных на многократное воплощение.

Вопросы, которые нам задают

anna
Москва
18.11.2014 - 13:55
Здравствуйте! Скажите пожалуйста законно ли то, что нам отказали в улучшении жилищных условий по причине развод между бывшим отчимом и матерью менее 5 лет .Мы подавали заявление на улучшение жилищных условий но нам отказали .Но мы ведь никак не ухудшили за последнеи 5 лет жилищные условия ведь моя мать в данной квартире не была прописана .И никто из родственников не имеет собственности ....
Ответил адвокат - Коллегия адвокатов:Здравствуйте Анна! В соответствии с ч. 1 и п. 4 ч. 2 ст. 10 Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых...
Аня
г. Москва
03.11.2014 - 16:28
Добрый день! Наша семья стоит на очереди по улучшению жилищных условий. В этом году было 10 лет. У меня от гражданского мужа есть несовершеннолетний ребенок (мальчик, 3 года), который прописан со мной и стоит тоже на очереди. С мужем гражданским мы разошлись. Общего хозяйства не ведем. Хотим встать на очередь на субсидию, собираем документы. У отца ребенка оформлен договор ренты со своей бабушкой. В собственности 41,5 метра. У отца моего ребенка есть ребенок от первого брака, который
Ответил адвокат - Коллегия адвокатов:Здравствуйте Аня! Жители города Москвы, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий или нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных...
марина
москва
12.09.2014 - 14:22
каким образом проводиться предрейсовый контроль выпуска автомобилей и водителей на линию???...
Ответил адвокат - Коллегия адвокатов:Здравствуйте Марина! Статья 1 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) гласит, что данный Федеральный закон определяет правовые основы...
Показать все

Задать свой вопрос адвокату

Уважаемые посетители сайта! Бесплатная юридическая консультация онлайн работает на нашем сайте с 2004 года. Бесплатная юридическая консультация предоставляется только практикующими юристами и адвокатами Москвы, имеющими опыт работы в различных отраслях права более 20 лет. Получить юридическую консультацию бесплатно можно на нашем сайте без регистрации. Если вам нужна консультация юриста (адвоката) в Москве бесплатно в интернете в режиме online, предоставленная на высоком профессиональном уровне, наш сайт для вас. Ответ на вопрос будет направлен вам на почту в кратчайшие сроки и опубликован на сайте. Для удобства пользования разработан рубрикатор вопросов и ответов.

consult

Plain text

  • Разрешённые HTML-теги: <strong></strong><ul><ol><li><em><i><p>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
Например: Как выписать человека из квартиры, если он не живет 10 лет?
Укажите для быстрого получения ответа на вопрос, телефон будет виден ТОЛЬКО администрации сайта
Укажите для быстрого получения ответа на вопрос, e-mail будет виден ТОЛЬКО администрации сайта
To prevent automated spam submissions leave this field empty.

Вертикальные вкладки

Категория вопроса
- Выберите -

Успешные дела

Адвокаты нашей Коллегии успешно провели большое количество дел

Посмотреть все дела