Оформление увольнения после смерти ИП

Ольга
,
Ногинск Московской области
20.11.2020

Я работала в ип. В данный момент нахожусь по уходу за ребенкам до 1,5 лет и беременна на 6 месяце. Руководитель фирмы умер 3 января 2018. Бухгалтер и его замы расчитались заренее 31 декабря 2017. Меня поставили в известность 28 января 2017. И предложили написать по собст. желанию или забрать пустую трудовую. Говорят, что некому делать теперь запись. Чтобы я что то получала в соц.защите,там мне сказали,что нужна запись по ликвидации. Помоги пожалуйста решить проблему,а то у меня ещё 3 детей.

Ответил адвокат -
Королева С.О.

Здравствуйте Ольга!
Государственная регистрация при прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица осуществляется на основании поступивших в регистрирующий орган в установленном законодательством РФ порядке сведений о государственной регистрации смерти данного лица (ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
В случае смерти ИП сложности возникают и с оформлением увольнения работника, и с внесением записей в трудовую книжку, и с осуществлением с ним расчета.
Согласно п. 35 Правил при увольнении работника (прекращении трудового договора) все записи, внесенные в его трудовую книжку за время работы у данного работодателя, заверяются подписью работодателя или лица, ответственного за ведение трудовых книжек, печатью работодателя и подписью самого работника (за исключением случаев, указанных в п. 36 Правил).
Поскольку данный вопрос законодательством не урегулирован, можно предположить, что если есть работник, ответственный за ведение трудовых книжек, он на основании свидетельства о смерти предпринимателя вносит записи, указывая в качестве основания п. 6 ч. 1 ст. 83 ТК РФ (смерть работодателя - физического лица). При этом датой увольнения будет дата смерти.
Если же такого работника нет, внести соответствующие записи не может уже никто. И как бы хлопотно это ни было, работникам надо обращаться в суд за подтверждением факта прекращения трудовых отношений с предпринимателем, деятельность которого закончилась в установленном порядке. Причем следует учесть п. 28 Правил: если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена работодателем - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, и деятельность его прекращена в установленном порядке, исправление производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа. То есть можно предположить, что запись в трудовую книжку на основании судебного решения об установлении факта прекращения трудовых отношений вправе внести новый работодатель.
Требования о взыскании задолженности по заработной плате надо заявлять по нормам гражданского права о наследовании: рассчитаться с работником могут только наследники умершего предпринимателя по истечении шести месяцев со смерти наследодателя (ст. 1163 ГК РФ).