Можно ли получить материнский капитал без прописки

Роман
,
Москва
17.04.2020

Здравствуйте я и моя жена имеем гражданство РФ, но не имеем постоянной прописки, двое наших детей также не имеют прописки, можем ли мы претендовать на материнский капитал без прописки?

Ответил адвокат -
Королева С.О.

Здравствуйте Роман!
Отвечая на ваш вопрос, приведем пример из судебной практики, из которого вы увидите, что непредставление документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства, является основанием к отказу в удовлетворении заявления о выдаче регионального материнского (семейного) капитала. Указанное подтверждено и судебной практикой Верховного суда РФ - см. Постановление президиума N 251 от 27 мая 2015 г.

МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 15 июня 2015 г. по делу N 33-13983/2015

Судья Трушкин Ю.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Сидорова П.А., Мертехина М.В.,
при секретаре Ц.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 июня 2015 года апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области на решение Домодедовского городского суда Московской области от 23 марта 2015 года по делу по иску Н.Б. к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении регионального материнского (семейного) капитала, признании права на получение регионального материнского (семейного) капитала, обязании выдать сертификат на его получение,
заслушав доклад судьи Сидорова П.А.,
объяснения представителей Министерства социальной защиты населения Московской области О. и Г., истицы Н.Б.,

установила:

Н.Б. обратилась в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении регионального материнского (семейного) капитала, признании права на получение регионального материнского (семейного) капитала и обязать выдать ей соответствующий сертификат.
Требования мотивировала тем, что после рождения третьего ребенка она обратилась с заявлением о выдаче регионального материнского (семейного) капитала. Однако, ей было отказано ввиду отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области. Считает это решение незаконным, поскольку, у нее имеется регистрация в Московской области по месту пребывания.
Представитель ответчика просил в иске отказать, указывая, что региональный материнский капитал является региональной мерой социальной поддержки, дополнительно установленной законодателем Московской области за счет собственных средств, в связи с чем последний правомерно определил условия и порядок данной выплаты, в соответствии с которыми в удовлетворении заявления истице было отказано.
Решением Домодедовского городского суда Московской области от 23 марта 2015 года исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе, доводы которой поддержали в заседании апелляционной инстанции представители, Министерство социальной защиты населения Московской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Истица просила оставить решение суда без изменений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного дела.
Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего гражданского дела Н.Б. является матерью трех несовершеннолетних детей: Н.О., , Н.Х., , Н.Ш., .
Истица и ее несовершеннолетние дети зарегистрированы по месту пребывания по адресу: на период с 19.07.2013 по 18.07.2015 года.
23 октября 2014 года Н.Б. обратилась в Домодедовское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Московской области с заявлением о выдаче сертификата на региональный материнский капитал в связи с рождением третьего ребенка - Н.О.
В удовлетворении заявления было отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя требования, суд, исходил из того, что отсутствие регистрации по месту жительства не умаляет прав истицы фактически проживающей на территории Московской области.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции согласиться не может исходя из следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 февраля 2003 года N 105-о введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы.
Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, как указал в Определении Конституционный Суд Российской Федерации, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
По смыслу положений, содержащихся в указанном Определении Конституционного Суда Российской Федерации, в случаях, прямо предусмотренных законодателем, условие о наличии учетных данных по месту жительства гражданина является обязательным.
Региональный материнский (семейный) капитал является дополнительной региональной мерой социального обеспечения, установленной законодателем Московской области в пределах предоставленных полномочий за счет средств Московской области.
Согласно ст. 20.3 Закона Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-ОЗ, для получения сертификата на региональный материнский (семейный) капитал необходимо обратиться в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере социальной защиты населения Московской области в установленном им порядке.
Такой порядок установлен распоряжением Министерства социальной защиты населения Московской области от 29.12.2011 N 98-р, утвердившим Правила подачи заявления о выдаче сертификата на региональный материнский (семейный) капитал и правила выдачи сертификата (его дубликата) на региональный материнский (семейный) капитал.
Согласно Правилам при обращении с соответствующим заявлением в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере социальной защиты населения Московской области (территориальное структурное подразделение) должны быть предъявлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в Московской области.
Таким образом, в силу предписаний Закона Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" предоставление указанных документов является обязательным.
Непредставление документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства является основанием к отказу в удовлетворении заявления (п. 11 Правил).
Поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, истицы документов, подтверждающих регистрацию по месту жительства в Московской области, не представила, в удовлетворении ее заявления было отказано правомерно.
С учетом изложенного, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Учитывая изложенное в настоящем определении, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции, постановляет по делу новое решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Домодедовского городского суда Московской области от 23 марта 2015 года отменить.
Постановить по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований Н.Б. к Министерству социальной защиты населения Московской области о признании незаконным решения об отказе в предоставлении регионального материнского (семейного) капитала, признании права на получение регионального материнского (семейного) капитала, обязании выдать сертификат на его получение - отказать.
Апелляционную жалобу Министерства социальной защиты населения Московской области удовлетворить.