В какой суд подавать иск на авиакомпанию

Наталья
,
Новосибирск
16.12.2023

Здравствуйте! В какой суд я должна обращаться, если хочу предъявить иск к перевозчику (авиакомпании), которая задержала вылет самолета почти на сутки. При этом нас не обеспечили водой, питанием, гостиницей. Кроме того, из-за задержки этого рейса сорвалась моя туристическая поездка. Мы должны были прилететь из Новосибирска в Москву, а затем уже из Москвы должны были вылетать на отдых. Т.к. первый самолет опоздал, второй самолет улетел без нас.
Могу ли я взыскать с авиакомпании убытки, вызванные задержкой рейса, компенсацию морального вреда, а также штраф по Закону о защите прав потребителей?

Ответил адвокат -
Королева С.О.

Здравствуйте Наталья!
Согласно ч. 3 ст. 30 ГПК РФ иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
В соответствии с ч. 7 ст. 29 ГПК РФ иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.
Согласно п. 2 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:
нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
жительства или пребывания истца;
заключения или исполнения договора.
В силу п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" в соответствии с п. 2 ст. 17 Закона о защите прав потребителей исковые заявления по данной категории дел предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора, либо по месту нахождения организации (ее филиала или представительства) или по месту жительства ответчика, являющегося индивидуальным предпринимателем. Суды не вправе возвратить исковое заявление со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ, так как в силу ч. ч. 7, 10 ст. 29 ГПК РФ выбор между несколькими судами, которым подсудно дело, принадлежит истцу.
Исключение составляют иски, вытекающие из перевозки груза (ст. 797 ГК РФ), а также иски в связи с перевозкой пассажира, багажа, груза или в связи с буксировкой буксируемого объекта внутренним водным транспортом (п. п. 1 и 2 ст. 161 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ), предъявляемые в суд согласно ч. 3 ст. 30 ГПК РФ по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.
Суд не вправе возвратить исковое заявление, содержащее требование к перевозчику (за исключением лиц, осуществляющих судоходство на внутренних водных путях) пассажира и (или) багажа, которое подано по правилам подсудности, установленным для исков о защите прав потребителей, в том числе и в связи с осуществлением чартерных воздушных перевозок пассажиров в рамках исполнения договора о реализации туристского продукта.
Пассажир вправе предъявить к перевозчику иск, не связанный с перевозкой груза, по своему месту жительства, руководствуясь законодательством о защите прав потребителей (Апелляционные определения Московского областного суда от 10.09.2014 по делу N 33-19928/2014, Кемеровского областного суда от 02.02.2016 N 33-1757/2016, Ставропольского краевого суда от 21.10.2015 по делу N 33-7616/2015).
Полагаю, что при описанных обстоятельствах ваши требования подлежат удовлетворению. Однако, поскольку штраф по закону о защите прав потребителей взыскивается за неудовлетворение требования потребителя в досудебном порядке. Не забудьте перед подачей иска в суд направить претензию перевозчику. Тогда вы еще сможете расчитывать и на выплату вам неустойки за нарушение срока выплаты суммы убытков.