Здравствуйте! Мне принадлежит на праве собственности квартира, в которой также проживают мой отец и взрослый брат. Коммунальные услуги они не оплачивают, говоря, что это моя обязанность, как собственника платить за жилье. Правы ли они? Кто должен оплачивать коммунальные платежи собственник или прописанные лица?
Как расселяют муниципальные квартиры при сносе дома
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста в следующем вопросе. В 3-х комнатной (неприватизированной) муниципальной квартире (хрущевская пятиэтажка) общей площадью 54 кв м прописаны мой отец (квартиросъемщик) я с дочкой 3-х лет и старшая сестра. Я замужем и у меня фамилия мужа. Старшая сестра не замужем но в марте собирается родить сына. В квартире 1 комната изолирована (самая маленькая) 1-проходная и 1-запроходная. Как расселяют муниципальные квартиры при сносе дома и могу ли я с дочкой при сносе дома расчитывать на отдельную квартиру?
Здравствуйте Мария Владимировна!
В соответствии с законодательством, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Например, в переселенческом фонде города Москвы предусмотрены следующие нормы жилых площадей при расселении:
- семье, состоящей только из супругов (т.е. 2 человек), предоставляется благоустроенная однокомнатная квартира площадью 36 - 44 кв. м;
- семье из двух человек, не состоящих в браке, предоставляется двухкомнатная квартира, площадь которой должна быть от 36 до 50 кв. м;
- семье, состоящей из двух супругов и еще одного жильца (третьего), предоставляется двухкомнатная квартира площадью 54 - 62 кв. м;
- семье из трех человек, среди которых нет супругов, предоставляется трехкомнатная квартира площадью 62 - 74 кв. м;
- семье из четырех и более человек обязаны предоставить удобное жилое помещение с учетом жилой площади в 18 кв. м на каждого проживающего.
Практика показывает, что программы реконструкции районов сейчас осуществляются таким образом, что жителей чаще всего переселяют в новостройки, однако такое решение не обязательно. Жители могут быть переселены по воле властей и в советскую панельную девятиэтажку, и в сталинку или даже в другую хрущевку, не вошедшую в программу сноса. Запрета в отношении такого переселения нет.
По действующему законодательству жильцам сносимых домов власти обязаны предоставить жилье в пределах того же района. Но в силу специфики района и отсутствия возможности возведения в нем новостроек жилье зачастую предоставляется в соседнем районе.
Таким образом, главное правило при переселении заключается в том, что новое жилье не может быть хуже старого по ключевым параметрам.
Зачастую граждане убеждены, что жилое помещение, предоставляемое им взамен сносимого, должно соответствовать нуждаемости граждан. Но стоит иметь в виду, что гражданам, переселяемым из аварийного жилья, гарантируется предоставление благоустроенных жилых помещений, равнозначных по общей площади ранее занимаемым, с сохранением за ними права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по нормам предоставления.
Пункт 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предусматривает, что в случае выселения граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86 - 88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Позиция Верховного Суда Российской Федерации такова, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.