Налогообложение

Инна
,
Н.Новгород
19.10.2014

Добрый день! В соответствии с действующим законодательством налогоплательщик платит налоги, приравненные к ним платежи и сборы. Разъясните пожалуйста какие платежи относятся к: 1) налогам; 2) какие платежи приравниваются к налогам; 3) сборам. Заранее СПАСИБО.

Ответил адвокат -
Казаков Алексей Леонидович

Инна, здравствуйте!

Необходимо различать понятия «налог» и «налогообложение».

«Налог» — это финансовая, правовая и экономическая категория. «Налогообложение» — процесс взимания (исчисления и изъятия) налоговых платежей с использованием экономико-правового ме­ханизма. Налоги составляют основу доходной части бюджетов всех уровней. Налоговая система сегодня выступает одним из основных инструментов регулирования экономики и социальной сферы. В действующем российском налоговом законодательстве понятия налога и сбора разделены.

Налог представляет собой обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц для финансирования деятельности государства или муниципаль­ных образований.

Сбор есть обязательный взнос, взимаемый с организаций и фи­зических лиц, уплата которого сопровождается предоставлением его плательщику юридически значимых действий (получение прав, выдача разрешений, лицензий) со стороны государственных (му­ниципальных) и уполномоченных органов.

До принятия части первой Налогового кодекса Российской Фе­дерации (1 января 1999 г.) понятия налога и сбора в российском налоговом законодательстве использовались как синонимы.

Исходя из определения налога его основными признаками яв­ляются:

1) обязательность платежа;

2) индивидуальная безвозмездность налога (безэквивалентность);

3) отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме;

4) источник финансового обеспечения деятельности государ­ства или муниципальных образований.

Обязательность платежа. Признак обязательности налога за­креплен в Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 57 каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Рассматривая правовую природу обязанности уплачивать налоги, Конституционный Суд указал, что такая конституционная обязанность имеет публично-правовой, а не частно-правовой (гражданско-правовой) характер, т.е. в исполнении обязанности налогоплательщиков воплощен публичный интерес всех членов общества.

Как правило, налогоплательщик вступает в налоговые отноше­ния, приобретает обязанность по уплате налога не по своей воле, а в силу юридически значимых фактов его деятельности.

Индивидуальная безвозмездность (безэквивалентность) налога. Задача любого государства заключается в удовлетворении коллек­тивных потребностей общества путем предоставления обществен­ных благ. Общество в целом получает общественные блага за уп­лаченные налоги. Уплата налога отдельным плательщиком (т.е. ин­дивидуально) не порождает у государства встречной обязанности предоставлять ему какую-либо услугу (в отличие от сборов).

Именно то, что налогоплательщик уплачивает налог, не ожидая взамен какой-либо компенсации от государства, составляет один из важнейших признаков налога — признак индивидуальной без­возмездности. Такая позиция до введения Налогового кодекса Рос­сийской Федерации была выражена в постановлении Конституци­онного Суда России.

Взимание налогов происходит в денежной форме в соответствии со строгой трактовкой налога как финансовой категории.

Тем не менее на ранних стадиях развития налоговых систем государственные финансовые ресурсы в значительной степени формировались на основе натуральных налогов.

Так, в 1990-е годы в Российской Федерации были распростра­нены неденежные формы уплаты налогов из-за неразвитых товар­но-денежных отношений. Достаточно часто уплата налога осу­ществлялась с использованием государственных ценных бумаг (казначейских обязательств) либо путем проведения зачетов вза­имных требований и др.

Отчуждение принадлежащего налогоплательщику имущества в денежной форме. Налог взимается путем отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

В момент уплаты налога происходит смена собственника денеж­ных средств. Факт перехода права собственности от налогоплатель­щика к государству имеет большое значение, поскольку позволяет разграничить по данному признаку налоговые и бюджетные отно­шения. Бюджетные отношения возникают по поводу формирова­ния и распределения государственных финансовых ресурсов, на­ходящихся в собственности государства, и перехода права соб­ственности в бюджетных отношениях не происходит, в то время как налоговые отношения связаны с переходом права собствен­ности от налогоплательщика (частного субъекта) к государствен­ным или муниципальным органам (публичному субъекту).

В Налоговом кодексе Российской Федерации определены раз­личия между налогом и сбором.

В числе характерных признаков сбора выделяют:

а) обязательность платежа;

б) возмездность.

1. Обязательность платежа.

Означенный признак сбора аналогичен соответствующему при­знаку налога. Однако сбор уплачивается по свободному волеизъ­явлению плательщика. В отличие от налога при взимании сбора воля плательщика значительно в большей степени направлена на возникновение соответствующих объектов обложения (стоимость получаемых прав и разрешений).

Это позволяет выделить определенное отличие сбора от налога.

2. Возмездность сбора.

Возмездность сбора характеризует основное отличие сбора от налога. Признак возмездности сбора предполагает, что его взимание является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов юридически значимых действий со стороны государствен­ных, муниципальных и других уполномоченных органов. Возмезд­ность сбора проявляется в том, что уполномоченный орган должен оказать плательщику встречную услугу. Именно встречность требо­ваний означает наличие какой-либо возмездности, что позволяет рассматривать сбор как «индивидуально-возмездный платеж».

В отличие от налога, целью взимания которого является финансирование деятельности публичного субъекта, цель уплаты сбора законодательством не определена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах указывает, что сборы предназначены для возмещения соответству­ющих расходов и дополнительных затрат публичной власти.

Налоги и сборы квалифицируются:

По учету объектов налогообложения. Наиболее распространена классификация налогов и сборов в соответствии с объектами налогообложения: налоги подразделяют на прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц (земельный налог, платежи за пользование при­родными ресурсами, налог на прибыль и др.), т.е. прямой налог непосредственно связан с характеристиками плательщика.

Косвенные налоги взимаются через цены товаров (работ, услуг) путем их прибавления к цене товара (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Косвенные налоги накладывают обязательства на ре­сурсы, виды деятельности и продукцию этой деятельности (товары и услуги).

По видам ставок налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Пропорциональные налоговые ставки устанавливаются в одинаковом проценте от дохода незави­симо от его размера (налог на прибыль). Прогрессивные ставки увеличиваются с ростом размера облагаемого дохода (транспорт­ный налог). Регрессивные налоговые ставки понижаются по мере увеличения дохода (государственная пошлина, единый социаль­ный налог).

По уровню управления налоги разделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги устанавливаются Федеральным собранием Российской Федерации (Государственная дума и Совет Федера­ции), действуют на всей территории России и взимаются по еди­ным ставкам. К ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог на прибыль организаций, единый социаль­ный налог, налог на доходы физических лиц, налог на добычу по­лезных ископаемых, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Федеральные налоги являются основой формирования бюджет­ной системы Российской Федерации.

Федеральные налоги могут зачисляться как в федеральный, так и в региональные и местные бюджеты.

Региональными признаются налоги и сборы, которые установле­ны Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федера­ции, утверждаемыми и вводимыми региональными законодательны­ми (представительными) органами власти (областные советы, советы народных депутатов, областные думы и др.). К ним относятся: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспорт­ный налог.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые фе­деральным налоговым законодательством и нормативными право­выми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муни­ципальных образований.

К местным налогам в соответствии с частью первой НК РФ от­носятся: земельный налог, налоги на имущество физических лиц.

Принадлежность налога к конкретному уровню налоговой сис­темы не означает, что он является источником доходов только бюд­жета соответствующего уровня (федеральный налог — федераль­ный бюджет, региональный налог — региональный бюджет и т.д.). В соответствии с бюджетным и налоговым законодательством мо­жет быть предусмотрено полное или частичное закрепление кон­кретных федеральных (или региональных) налогов в качестве ис­точника доходов региональных и местных бюджетов.

По целям взимания различают целевые и нецелевые налоги. На­лог, связанный с конкретным направлением использования средств и поступления от которого не могут расходоваться ни на какие другие цели, называется маркированным налогом (например единый социальный налог). Налоги, не предусматривающие опре­деленной цели взимания, называются немаркированными (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и др.). В большинстве современных стран основную роль играют налоги нецелевые, со­ответствующие налоговые доходы поступают в бюджет. При этом доходная часть бюджета выступает как единый фонд средств, обеспечивающий реализацию его расходных статей.

В соответствии с указанной методологией налоговые доходы, составляющие основную долю доходов многих государственных единиц, формируются из так называемых обязательных трансфер­тов сектору государственного управления. Причем в налоговые доходы не включаются определенные виды обязательных транс­фертов, такие, как штрафы, пени и большинство взносов/отчис­лений на социальное обеспечение.

Взносы/отчисления на социальные нужды выделяются в от­дельную группу и представляют собой фактические или условно исчисленные поступления от работодателей, перечисляющих сред­ства от имени своих работников, либо от работников, лиц, работа­ющих не по найму, или незанятых лиц, перечисляющих средства от собственного имени. Взносы/отчисления обеспечивают право на получение социальных пособий лицам, их производящим, иждивенцам плательщиков или пережившим их наследникам. Эти взносы/отчисления могут быть как обязательными, так и добро­вольными.

Кроме перечисленных налогов и сборов в Российской Федера­ции применяются специальные налоговые режимы и соответству­ющие им налоги:

1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог и закрытый перечень «традиционных» налогов);

2) упрощенная система налогообложения (единый налог при упрощенной системе налогообложения и закрытый перечень «традиционных» налогов);

3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (единый налог на вменен­ный доход и закрытый перечень «традиционных» налогов);

4) система налогообложения при выполнении соглашений о раз­деле продукции (закрытый перечень «традиционных» налогов).