НДС по договору аренды нежилого помещения

Ольга
,
Рязань
28.03.2014

Здравствуйте, я индивидуальный предприниматель арендую помещение у города, должна ли я платить НДС по договору аренды помещения.В администрации сказали что НДС не платят уже давно, а налоговая ничего по этому вопросу не говорит.

Ответил адвокат -
Коллегия адвокатов

Здравствуйте Ольга!
На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
В силу пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения по НДС выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями.
Согласно ч. 2 ст. 41 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления, которые, в соответствии с данным Федеральным законом и уставом муниципального образования, наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом.
На основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Таким образом, в соответствии с БК РФ на органы местного самоуправления (муниципальные органы) положения, установленные для казенных учреждений, распространяются только при исполнении бюджетной сметы. На это указал Минфин России в Письме от 03.04.2012 N 02-03-10/1129. Также в Письме было разъяснено, что Министерством финансов Российской Федерации подготовлена поправка в ст. 41 Закона N 131-ФЗ, предусматривающая исключение нормы о том, что органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями. Однако данная поправка в настоящий момент не внесена в Закон N 131-ФЗ, поэтому, по нашему мнению, следует руководствоваться положениями действующей редакции Закона N 131-ФЗ о том, что органы местного самоуправления являются муниципальными казенными учреждениями.
В Письме Минфина России от 03.09.2012 N 03-07-11/344 разъяснено, что оказание услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества казенными учреждениями с 1 января 2012 г., согласно пп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость не является, арендаторы указанного имущества с 1 января 2012 г. уплачивать налог на добавленную стоимость в бюджет не должны. Аналогичный вывод содержится в Письме Минфина России от 22.04.2013 N 03-07-14/13904.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации предпринимателю как налоговому агенту не нужно платить НДС в связи с отсутствием объекта налогообложения.
Если комитет по управлению муниципальным имуществом не наделен правами юридического лица, а выступает от имени и по поручению муниципального образования, предприниматель обязан исчислить и уплатить НДС с арендной платы.
В п. 3 ст. 161 НК РФ закреплено, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
По вопросу сроков уплаты налога отмечаем следующее. Статьей 174 НК РФ в отношении уплаты НДС налоговыми агентами при аренде государственного и муниципального имущества особого срока уплаты налога не установлено. В связи с этим, по нашему мнению, уплату налога следует производить на основании п. 1 ст. 174 НК РФ по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом. Аналогичный порядок уплаты предусмотрен в Письме ФНС России от 13.09.2011 N ЕД-4-3/14814@.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при заключении договора аренды помещений с комитетом по управлению муниципальным имуществом как с юридическим лицом (казенным учреждением) индивидуальный предприниматель не уплачивает НДС, так как оказание услуг по предоставлению в аренду муниципального имущества казенными учреждениями объектом налогообложения по НДС не является.